Потребности в самоутверждении. После удовлетворения перечисленных выше потребностей и при наличии соответствующих возможностей у человека появляется потребность в особом благоустройстве жилища, оборудовании его самыми современными (а лучше и уникальными) санитарно-техническими устройствами. При этом денежные средства, необходимые для оплаты продукции водоснабжения водоотведения, не имеют существенного значения по сравнению с затратами потребителя на обустройство своего быта.

Понимание мотивов, побуждающих человека к принятию того или иного решения, направленного на удовлетворение своих потребностей в воде, может быть использовано в качестве одного из основных механизмов управления процессом водопотребления, что представляет практический интерес, как для поставщика продукции водоснабжения и водоотведения, так и для муниципальной власти. Концепция мотивации водопотребления позволяет объяснить, каким образом формируется заинтересованность потребителя воды в ее рациональном использовании, а также определить пути и методы получения максимального дохода предприятий водопроводно-канализационного хозяйства от реализации продукции при обеспечении равенства условий потребления, являющегося одним из важнейших факторов потребительной деятельности. Например, состоятельный человек имеет жилой дом коттеджного типа со всем самым современным инженерным благоустройством и бассейном. Водопотребление в этом доме существенно выше, чем в доме с набором санитарно-технических приборов муниципального типового благоустройства (ванна, умывальник, унитаз со смывным бачком и мойка), оплата услуг водоснабжения и водоотведения одинакова: по тарифу с человека в месяц, а не в зависимости от количества воды, прошедшей через приборы учета. Таким образом, при обеспечении населения питьевой водой и услугами канализации, а не удовлетворении их потребностей в этом, наименее обеспеченная часть населения дотирует в неявной форме наиболее состоятельную.

Анализ результатов натурных измерений водопотребления непосредственно в квартирах и экономический расчет показали, что при снижении общего водопотребления на вводе в дом объем денежных поступлений поставщику воды может быть увеличен почти на 60 % без изменения действующего тарифа.

В настоящее время ни водопроводно-канализационные предприятия, ни органы местной власти не могут указать населению (а главное – не могут практически реализовать подобное указание), сколько воды следует ему использовать для своих домашних нужд. Концепция мотивации потребительского поведения населения на рынке продукции водоснабжения и водоотведения для жилищного фонда позволяет соответствующим структурам государственной власти определять методы активного влияния на процесс водопотребления населением, считающийся пока неуправляемым.

Таким образом, водопроводно-канализационным предприятиям при разработке своей ценовой политики, а институтам государственной власти при разработке бюджетов и планов природоохранных мероприятий, а также практической реализации реформы городского хозяйства и налаживания приборного учета водопотребления целесообразно учитывать мотивацию водопотребления и водосбережения, а также потребительского поведения населения на рынке продукции предприятий водоснабжения и водоотведения. Это дает возможность повысить водохозяйственную активность населения в быту, а следовательно, улучшить работу системы водоснабжения и водоотведения и рационально использовать природные ресурсы, обеспечивая существенную экономию денежных средств. Кроме того, используя особенности мотивации водопотребления и водосбережения, представляется возможным оказывать активное влияние на поведение потребителей, что позволит решать задачи повышения экономической эффективности реализации продукции водопроводно-канализационных предприятий в жилищном фонде.