Публичный отчет Директора МОУ СОШ № 7 Вольвач Л. Н.

Выступление на «Публичном отчёте»

Добрый вечер!

Уважаемые родители, педагоги, ученики, гости, мы рады вас приветствовать на общем собрании «публичный доклад директора школы»

 

Эпилог:

 Между тем

Что я думаю

Что я хочу сказать

 Что мне кажется, что я говорю

Что я говорю

 И тем

Что вам хочется услышать
 Что вам кажется, что вы слышите
 Что вы слышите
 Что вы хотите понять

 Что вы думаете, что вы понимаете

 Что вы понимаете

Есть десять шансов к одному, что возникнут трудности в общении.

 Но всё-таки попробуем…

 

В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапопорт из Торонтского университета высказывает мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в:

 1. Сотрудничестве;

 2.Обмене;

 3. Прощении.

Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. Проверка временем доказала правильность метода.

Сегодняшнее мероприятие тому подтверждение. « Публичный доклад…»– это прекрасная площадка открытого диалога между всеми участниками УВП (педагогами, родителями, учениками) в поисках перспектив.

Развитие школы в современных условиях предусматривает согласованность действий всех участников образовательного процесса на всех уровнях. Педагогический коллектив школы, не первый год, реализуя собственную концепцию развития индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающей педагогики,  поставил цель внедрения компетентностного обучения. Поставленная цель обусловлена федеральными и региональными документами, определяющими «вектор» развития российского образования.

 Один из последних документов Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» нам особенно интересен, так как школа в реализации своей концепции уже сделала определённые шаги в  этом направлении: Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития;

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающего.

Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

 Обращаю ваше внимание на слайды, в которых обозначены основные направления, по которым мы работали в 2008-2009 учебный год.( сл 7 -11)

 Качество современного образования определяется выполнением требований: к условиям, процессам, результатам

Мы работаем в следующих условиях.

Режим работы:

         Расширенное изучение предметов – русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, обществознание, экономика и право.

         Изучение второго иностранного языка (немецкий язык)

         Английский язык изучается со второго класса.

         преподавание предметов в экспериментальном режиме:

- «История западной России. Калининградская область»

- «Русские умельцы», «Истоки»

- «География», «Биология», «История» (договор с ОАО «Издательство «Просвещение» и МОУ СОШ № 7)

Характеристика:

         Общее количество учащихся – 917

         Общее количество классов – 34

         Средняя наполняемость классов – 26,9 учеников  (слайд 12)

В этом учебном году  школа смогла принять более 70 учащихся из разных районов города и регионов страны, желающих же было больше. ( сл.13)

 

В целях обеспечения безопасной среды в школе установлена автоматическая пожарная сигнализация с кнопкой вызова на пульт 01, звуковое оповещение о пожаре. Родителями школы организована охрана здания и введён пропускной режим (вход в школу с записью в журнале учёта посетителей). Для этого заключён договор с фирмой «Скорпион». Во время учебного процесса в школе постоянно дежурит охранник фирмы. Для оперативного реагирования и вызова бригады по тревожной кнопке заключён договор с фирмой «Карест».

            Для проведения уроков физической культуры, дополнительных занятий в школе имеются: два спортивных зала, зал для занятий хореографией, актовый зал. Открытая  спортивная площадка установлена на территории школы  первая в городе.  К сожалению, покрытие площадки снято по причине нарушения технологии установки и до сих пор не восстановлено

Организация горячего питания

Для обеспечения качественного питания школой заключён договор с фирмой « Драган С.В.». Приобретено новое оборудование для пищеблока: м армит, две плиты, электромясорубка, посудомоечная машина, стеллажи для сушки, раковины для мытья посуды.

 В обеденном зале, рассчитанном на 200 человек, произведён косметический ремонт. Для оформления интерьера обеденного зала силами родителей сделана декоративная роспись в стиле «гризайль» на темы здорового питания. Установлены стенды: « Уголок повара», «Меню», санитарно-гигиенические плакаты. Преобразован буфет. В 2008-2009 учебном году значительно обновилась материально-техническая база. Была обновлена мебель в школьной столовой: новый буфет, столы и стулья на общую сумму 199 993 руб.

 В прошлом году бесплатным  горячим питанием было охвачено 120 учащихся, из них, состоящих на учете органов социальной поддержки населения 66 человек, детей-инвалидов - 4, дети ЗПР - 10 человек, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (по актам) - 40, получали горячее питание за родительские средства - 453 человека. Всего было охвачено горячим питанием 573 человека.

В школе оборудован компьютерный класс, компьютерный кабинет свободного доступа, кабинет видеоконференций,  создана локальная единая сеть, есть выход в Интернет, позволяющий активно использовать Интернет-ресурсы, 3 АРМ-учителя (кабинет физики, химии, биологии). 11 учителей-предметников имеют компьютеры в учебных кабинетах. Администрация школы, психологи, библиотека оснащены компьютерной техникой. Создана и работает медиатека.

В нашей школе функционирует библиотека, являющаяся информационно-комуникационным центром. Главная задача библиотеки – поддержка образовательного процесса. Был пополнен библиотечный фонд на сумму 504 479 руб.

Учебный фонд библиотеки составляет 10751 экземпляр, основной фонд составляет 9704 экземпляров, справочная литература составляет 462 экземпляра, периодическая литература насчитывает 13984 экземпляров.

Всего читателей библиотеки 946 человек. Из них учащихся 1 - 9-ых классов – 739 человек, 10 – 11-ых классов – 121 человек,  преподавателей и других сотрудников школы – 86 человек. ( сл. 14)

За реализацию конкурсного проекта «Семь-Я» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году МОУ СОШ №7 получила целевые средства в размере 1 000 000 рублей. Благодаря этим средствам школа приобрела лингафонно-конференционный комплекс для проведения различных конференций и видеоконференций, открытых уроков, интеллектуальных игр на сумму 699 000 руб. также были проведены курсы повышения квалификации педагогического коллектива на сумму 301 000 руб.

В 2009 году в рамках постановления Правительства Калининградской области №658 от 10 октября 2008 года «Об областном фонде стимулирования качества образования в общеобразовательных учреждениях Калининградской  области» школа получила субсидии в размере 3 860 500 руб. Целью поддержки муниципальных общеобразовательных учреждений за счет средств Фонда является стимулирование школ на повышение качества образования. На Управляющем Совете школы №7 было решено распределить средства фонда стимулирования качества образования на следующие цели:

·         На заработную плату и начисления на заработную плату педагогов в целях стимулирования деятельности по достижения качественных результатов

·         На повышение квалификации педагогических и руководящих работников

·         Модернизация программного обеспечения

·         На прочие расходы, связанные с учебным процессом

За счет средств Фонда школа смогла приобрести: электронный стрелковый тренажер для занятий на предмете ОБЖ; музыкальные инструменты и костюмы для кружков дополнительного образования; цифровое цветное лазерное устройство А3 формата для школьной типографии.

В 2009 году решением депутатов Окружного Совета школе №7 были выделены средства на ремонт гардероба в размере 820 000 руб. Школа благополучно освоила эти средства и сделала с помощью подрядчика ООО «ИДС» ремонт в помещении гардероба, ремонт проводки, также был установлен комплект гардеробной школьной мебели. Также школа за счет средств городского бюджета отремонтировала проводку в коридорах 2-го этажа и в актовом зале. ( сл. 14, 15, 16)

Одно из главных условий продуктивной работы школы в инновационном режиме и реализации программы образовательного учреждения является сочетание профессионализма, творчества, инициативы и сотрудничества педагогов разного возраста.

Вашему вниманию приводятся статистические данные по возрастному составу, педагогическому стажу, квалификационной категории.

Возрастной потенциал

До 25 лет – 6 человек

26-30 лет – 8 человек

31-35 лет – 4 человек

36-40 лет – 13 человек

41-55 лет – 19 человек

Старше 55 лет – 17 человек

Педагогический стаж

Молодые специалисты - 5 человек

0-2 лет – 2 человек

3-10 лет – 11 человек

11-20 лет – 14 человек

21-25 лет – 14 человек

26 и более лет – 21 человек

Кадровая обеспеченность на 1сентября 2009года

Всего педагогов – 67

Высшее образование – 63

Обучаются на заочном отделении – 2

Среднее специальное - 2

Высшая категория – 20

1 категория - 26

2 категория -7

 

Т.о. 69%- учителя высшей и первой категории (сл. 17, 18, 19)

 

Количество педагогов выпускников школы – 6 человек (Шинкаренко Ю.Н., Котляревская Т. В., Балычев А. В., Кумпан А. В., Шкарупа М. В., Шарапова Е. И.)

 

Количественное соотношение учащихся и педагогов (14/1)

Как видно педагогический коллектив – это педагоги с достаточно высоким профессиональным потенциалом:  заслуженный учитель Булахова Г.Н., 13 педагогов - отличники народного  просвещения и почётные работники общего образования. (сл. 20-22)

Для обеспечения профессионального развития педагогов в школе созданы условия для постоянного совершенствования педагогической деятельности (сл. 23 - 27).

В 2008-2009 учебном году повысили  и подтвердили квалификационные категории 15 педагогов, в 2009-2010 запланирована аттестация 23 педагогов.

Администрацией школы совместно с КОИРО в рамках реализации проекта «Семь-Я»  были организованы курсы «Повышение компетентности педагога в условиях современного инновационного развития ОУ». 27 педагогов прослушали курсы и получили удостоверения.  На дистанционных курсах в московском педагогическом университете «Первое сентября» прошли обучение и получили удостоверение об окончании дистанционных курсов 4 педагога.

Школа  является  экспериментальной площадкой при КОИРО по использованию программы MOODLE в образовательном процессе; при издательстве «Просвещение» по внедрению УМК нового поколения «Сфера».

Организована  «Школа педагога - исследователя»  под руководством Гребенюк Т.Б., профессора кафедры психологии РГУ им. И. Канта.

Опыт педагогов успешно представлен в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях  разного уровня:

·         в конкурсах педагогического мастерства  - Филатова С.И., учитель математики, - лауреат городского конкурса  «Учитель года – 2009», участник  областного конкурса «Учитель года – 2009»;

·         Мусатова Т.В., учитель МХК, лауреат городского конкурса «Образование 21 века»;

·         Литвин А.Ю., Быкова Л.В., Галькова Г.И. – получили сертификаты за участие во Всероссийском фестивале педагогических идей в номинации «Открытый урок»;

·         Дубнянская Ю.С. –призёр областного конкурса социальных проектов «Если не мы, то кто..»;

·         Литвин А.Ю., Быкова Л.В., Черняховская С.Т. – дипломанты городского конкурса социальных проектов «Если не мы, то кто…».

·         Лопаткина Е.А. – призёр областной олимпиады по математике среди учителей (3место)

 

6 педагогов - члены экспертной комиссии по аттестации на высшую категорию учителей области.

Опыт педагогов школы обобщается и широко. Одним из ярким примеров является представление школы во Всероссийской энциклопедии «Лучшие люди России».

 

Содержание образования

Учебный план школы на 2009-2010 учебный год в 1-8,10-11 классах составлен на основании ФБУП-2004. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень предельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. (сл. 28-31).

            В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на первой ступени строится на основе следующий учебно-методических комплектах:

-          «Начальная школа XXI века» (1А, 3А, 4А);

-          «Гармония» (1Б, 2Б, 2В, 3Б, 4Б);

-          «Образовательная система «Школа 2100» (1В, 2А, 3В, 4В);

-          «Перспектива» (1 «Г», 2 «Г»)

Основные учебные программы дополнены предметами школьного компонента на увеличение количества часов базового компонента:

-          «Математика» - во 2-ых, 3-их, 4-ых классах;

-          «Литературное чтение» - (2Б, 2Г, 3А, 3Б, 3В, 4А, 4Б, 4В);

Для более плодотворной подготовки к единому муниципальному тестированию в качестве школьного эксперимента вводится в учебный план  проведение групповых консультаций по русскому языку и математике (3 «А» класс)

Также учебные программы дополнены предметами, направленными на  развитие коммуникативных умений младших школьников:

-          «Детская риторика» - (2А, 3В, 4В);

-          «Мир логики» - (3Б);

-           «Окружающий мир» - интегрированный курс, объединяющий материал природоведения и истории (3В, 4В);

-          «Информатика» - (2А, 2Б, 2В);

-           «Православная культура» - (2В, 3А, 4Б).

Для реализации предпрофильной подготовки в 9-х классах организованы краткосрочные предметные курсы по выбору.

Продолжается работа в направлении апробации  в экспериментальном режиме преподавание предметов регионального компонента:

-  в 6-х, 7-х, 8-х,9-х, 11-х  классах введен предмет «История западной России. Калининградская область» из расчета 1 час в неделю;

- в 5 «В», 6 «В» классах введен курс «Русские умельцы» 1ч в неделю;

- в 5 «Б», 6 «Б», 7 «Б» классах введен курс «Истоки»  1ч в неделю., УМК «Сфера» - биология и география.

Средняя школа ориентирована на достижение выпускниками школы стандарта образования. Достижение стандарта образования средней школы обеспечивается сбалансированным изучением профильных и непрофильных предметов.

Учебный план разработан в соответствии со следующими направленностями:

11 «А» - химико-математический;

11 «Б» - социально-гуманитарный;

11 «В» - универсальный.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, признанная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

Охват учащихся дополнительным образованием составляет 85%. В 18 школьных кружках и секциях занимаются 530 учеников.

Дополнительное образование в нашей школе – это не дополнительное образование, а дополнительная возможность раскрыть творческую индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому под руководством    педагогов-профессионалов наши коллективы получают высокие оценки на всероссийском и международном уровнях. ( сл. 33-40).

Школьная команда КВН «Осторожно дети» (руководитель Лапшов П.Н.) – победители в играх Сочи, Санкт-Петербург, Москва, Ереван, Париж. Ансамбль «Янтарные Миниатюры» - призёры Всероссийского фестиваля в Москве (руководитель Селивёрстова М.Э.), команда «Юный инспектор дорожного движения – 3-й год подряд занимают призовые места на Всероссийском чемпионате по фигурному вождению (руководитель Козин Сергей  Иванович), театральная студия «Мельпомена» ежегодно занимает призовые места в городских и областных конкурсах театрального мастерства (руководитель Дубнянская Ю. С.) и др.

Уважаемые родители! Созданные условия образовательной среды и совместные наши, ваши усилия и наших детей, мы уверены, способствуют развитию мотивации обучения.  

    Учебная деятельность

В 2008-2009 учебном году при 100% успеваемости уровень качества составил 45, 7%. Очень важно, что за последние 3 года он стабилен. (сл. 43-44).

Итоговый мониторинг образовательных достижений обучающихся 5, 8 классов по русскому языку и математике показал, что результаты по этим предметам выше региональных и городских показателей. (сл. 45-49)

Одними из важных показателей качества работы школы являются результаты итоговой аттестации.

            Из 57 уч-ся 11-х классов все уч-ся успешно сдали экзамены и получили аттестат зрелости.  Шесть выпускников награждены золотыми медалями и трое серебряными.

Все выпускники школы сдали ЕГЭ по математике выше установленного Рособрнадзором минимального количества баллов ЕГЭ (21 балл).

Средний балл по стобалльной шкале в нашей школе – 50,05, в городе – 48.42, в регионе – 45,08 (для сравнения в 2006 году - 46,75, в 2007 году - 45,95, в 2008 году - 39,49).

(сл. 50)

            В ЕГЭ по русскому языку средний балл по стобалльной шкале в школе – 64,2,  , в городе – 60,37, в регионе – 58,31. Максимальное количество баллов (100) в регионе набрали 8 выпускников, в том числе в наше школе Родина Е. выпускница 11 «Б» (учитель Волкова О.А.). (сл. 51) 

На следующем слайде представлены результаты ЕГЭ по выбору. Высокие результаты показали учащиеся при сдаче сл. предметов: обществознание (62,15 баллов) – учитель Мустафина Л.М.; литература (56 баллов) – учитель Волкова О.А., Ковальчук В.И.

В целом,  результаты ЕГЭ показали, что педагогический коллектив представляет сплочённый коллектив единомышленников. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы.

             Мы гордимся нашими выпускниками, их наставниками: Родина Елизавета, учитель Волкова О.А., Вербовский Руслан – учитель Ковальчук В.И., Данилова Наталья – учитель Ряховских Л.В.

            Обращаем ваше внимание, что более половины выпускников 2009г обучаются на бюджетной основе в ВУЗах, в том числе 6 выпускников обучаются в престижных ВУЗах России ( МГУ м. Ломоносова – Родина Елизавета, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации – Данилова Наталья, Московский медицинский университет – Тульский Станислав, Воронежский военный университет – Помозов Алексей, Московский горный институт – Бузина Мария, МИСИ – Кайшев Марк).

            Участие в интеллектуальных конкурсах – это одно из условий повышения мотивации обучения. Неслучайно девиз  Ковальчук Анастасии в предвыборной компании школьного самоуправления – « Хорошо учиться – это модно в нашей школе!»

            Подтверждением этого являются достижения учеников  на олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях. В 2008-2009 учебном году приняли участие в 46 конкурсах. Получили 26 грамот и дипломов.

В школе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей «Одаренные дети».

            Так в 2008-2009 учебном году в школьном этапе  Всероссийской олимпиады – 39 победителей (1 места), 85 призёров (2-3 места) среди 5-11 классов; на муниципальном уровне – 3 победителя, 11 призёров; на региональной олимпиаде – 2 победы (Родина Е.) по праву и обществознанию (учитель Мустафина Л.М.) – участник всероссийского этапа олимпиады по обществознанию в г. Белгород и победитель в номинации «Семейное право» в г. Брянск, дипломант всероссийской олимпиады «Ломоносов». По результатам рейтинга абитуриентов МГУ им. Ломоносова Родина Елизавета (5-я по списку) была зачислена на бюджетное обучение.

 В этом году в  школьной конференции «Духовность и прогресс» приняли участие более 100 учащихся 5-11 классов, представлено 82 работы. На городской научно-практической конференции «Поиск и творчество» получен диплом и 4 сертификата.

В течение учебного года приняли участие в 46 различных мероприятиях, получили 27 дипломов.

В 2008-2009 учебном году завершён проект «Семь-Я», получивший грант в 1 млн. руб. Было проведено и реализовано более 40 мероприятий и проектов.  Яркими и запоминающимися праздниками были  «Семейная олимпиада» (автор Литвин А.Ю., учитель физической культуры), «Мама, папа, я – муз  семья» ( Галькова Г.И.) и др.(сл. 60)

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, ко­торое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «само­реализация», «защищенность».

В школе более 10 лет существует социально-психолого-валелогической служба.

Положительный опыт  работы службы проявляется в использовании комплексного подхода в осуществлении психолого-педагогического сопровождения  учебно-воспитательного процесса.

За последние три года, можно видеть положительную динамику роста удовлетворенности  всех субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью школы. (сл. 61-62). Благодаря специалистам службы укрепляются старые, появляются  новые традиции, формирующие у подростков навыки ЗОЖ: конкурсы агитбригад, волонтёрское движение,  высокие достижения в городской олимпиаде по психологии и валеологии. С 2004 года реализуется губернаторская программа «Мы россияне», благодаря которой 414 учеников и 33 учителя школы посетили города Москва, Санкт-Петербург, Золотого кольца и Северо-Запада. В рамках обмена творческих коллективов посетили г. Северодвинск и приняли с ответным визитом хореографическую группу Северодвинской гимназии. По итогам конкурса «За Здоровый образ Жизни»  школа награждена бесплатной поездкой в г. Казань.

Общие выводы

Благодаря специалистам службы укрепляются старые и появляются новые традиции, формирующие у подростков навыков здорового образа жизни: конкурс агитбригад, волонтерское движение, высокие достижения в городской олимпиаде по валеологии и психологии, участие в программе «Мы россияне».

Задачи на 2009-2010 учебный год  связаны с внедрением   государственных образовательных  стандартов (ФГОС)  второго поколения, которые предполагают, прежде всего, изменение в учителе. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребёнка, класса, школы.

Задачи на новый 2009-2010 учебный год:

приоритетными направлениями считать:

- Здоровьесбережение;

 -Освоение государственных образовательных стандартов на высоком качественным уровне.

 - Развитие творческих способностей;

- Непрерывное повышение квалификации педагогических работников

- Создание открытого образовательного пространства

- Совершенствование правовой регламентации в деятельности школы

Предполагаемые результаты:

- удовлетворённость жизнедеятельностью школы всеми участниками УВП, повышение результатов физической культуры, внедрение активных форм пропаганды ЗОЖ;

- достижение высоких результатов участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п.

- создание Мета-школы (обучение способам обучения, познания), использование проектной деятельности, имеющей социально-практическую направленность (например, создание Биологической лаборатории по преобразованию территории школы и др.)

- развитие демократических институтов (Управляющий совет, Попечительский совет, Школа самоуправления), расширение образовательного пространства, в том числе за счёт использования ИКТ (телемосты, развитие школьного сайта, теле-радио студии. Школьной типографии и т.д.)

-  совершенствование системы стимулирования педагогической деятельности.

Планируемые продукты интеллектуальной деятельности: выпуск очередного методического сборника «В поисках перспектив», методических разработок педагогов, школьной энциклопедии «Одарённые дети»,  выпуск сборника  «Качество обучения – в наших выпускниках», распространение опыта в средствах массовой информации, организация обратной связи через сайт  школы, школьный портал.

Построить Новую школу сегодня невозможно без тесного сотрудничества,  понимания современных проблем школы нашими социальными партнёрами:  РГУ им. И. Канта, БИЭФ, ИСОТ, ИСО, КОИРО, Евразийский открытый институт, гимназия №7 г. Балтийска, ОУ города -№31, №32, 23 и др., МДОУ - №116, 134, 33, 50.; учреждения культуры (музеи, театры).

Школа активно сотрудничает и с зарубежными партнёрами – школы Швеции, Польши, Белоруссии, Литвы.

Мы выражаем благодарность и признательность нашим партнёрам, всем родителям.

            Особенно признательны за неподдельный интерес и весомый, ценный для развития школы  вклад: депутату городского совета Савенко В.А., заместителю председателя областной думы Полякову К.И., отцу Вадиму, священнику, настоятелю прихода «Покрова Святой Богородицы ( Неткачёву Вадиму Петровичу),  Греченко Г. И. – заместитель министра образования по молодежной политики Калининградской области,  Оргееву М. Э. – руководитель фонда социального страхования ( 150 учащихся находились на оздоровительном отдыхе в санаториях области и России), ректору БИЭФ Мнацаканяну А.Г.,  Кривоносову - Кривошееву П.А. – проректору КВШУ, Матвееву С. Ю. – проректору по информатизации РГУ им. И.  Канта.

Зайцеву Ю.К.- депутату областной думы, Краснощёковой А.А. – директору газеты «Страна Калининград», родителям Ковалёвой И.Н., Рожковой Е. Н, Бартфельд. А. В., Бессольцевой И. А., Маркарову  К. А., Апанасенко В. В., Варфоломеевой И. В. и др.

            С версией полного доклада Вы можете ознакомиться по ссылке ниже.  Ваши предложения мы ждем по электронному адресу школы.

лечение суставов без лекарств лечение суставов без лекарств