Публичный отчёт директора МОУСО школы № 7 Вольвач Л.Н.

Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого».
И.Кант И. Кант

2007-2008 учебный год - четвёртый этап реализации программы развития школы «Переход на компетентностное образование как условие развития индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающей педагогики».

В образовательном учреждении накоплен положительный опыт осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, создан благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, способствующий проявлению творчества и инициативы, активно внедряются компетентностные подходы в обучении. Таким образом, школа продолжает работать в режиме реализации концепции «Развитие индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающей педагогики».

Переход на компетентностное обучение ставит ежегодно перед коллективом новые проблемы, среди которых существенными являются: оценивание знаний учащихся, процесс подготовки учащихся к экзаменам в новой форме, психологизация обучения, развитие творческих способностей учащихся как на уроке, так и вне урока; процесс взаимодействия с новой формацией родителей.

Работа в 2007 – 2008 учебном году осуществлялась по направлениям:

1.освоение и внедрение новых технологий, активных форм обучения;

2.работа над содержанием образования;

3.оценивание учащихся: теория, психология, практика;

4.усиление психологизации процесса обучения (нравственный аспект обучения);

5.создание собственных проектов, разработка элективных, факультативных курсов;

6.включение педагогов в экспериментальную, инновационную деятельность;

7.описание, внедрение, распространение передового опыта;

8.развитие детского самоуправления;

9.расширение связей с общественностью;

10.сохранение традиций и создание новых;

11.усиление взаимодействия с родительской общественностью.

Запланировано: администрации школы на основании проведённого анализа продолжить работу по формированию рейтинга профессиональной деятельности педагога; усилить индивидуальную работу с педагогами по совершенствованию методического мастерства; разнообразить формы обобщения и распространения опыта.

Для этого:

-методическим объединениям организовать работу творческих групп по пополнению методического банка данных педагогов, внедрению разнообразных форм организации творческой деятельности учащихся, внедрению авторских курсов, реализации профильного обучения; Отв. рук. МО, заместители по УВР;

-продолжить работу психолого-педагогического семинара; Отв. Безручкина О.В.;

-администрации школы совместно с методическим советом подготовить и провести тематические педагогические советы, рассчитанные на два года: «Исследование процесса усвоения знаний учащимися», «Роль межличностных отношений и влияние социальной среды на процесс воспитания», «Деятельность учителя на уроке», «Педагогические системы: развитие, тенденции, возможности»;

-продолжить выпуск методического сборника школы;

-классным руководителям, администрации школы продолжить работу в рамках проекта «Школа-общество» по теме года «Школа – ровесница города», способствовать развитию детского самоуправления. Отв.зам. по воспитательной работе Лапшов П.Н., Дубнянская Ю.С., Черняховская С.Т.;

-согласно конкурсному проекту «Школа-общество» педагогическому коллективу предоставить опыт достижений.

Предполагаемые результаты:

1. дальнейшее развитие творческой активности всех участников УВП, а, следовательно, результативности учебных и воспитательных показателей;

2. повышение «удовлетворённости» всеми участниками УВП (как показатель здоровьесбережения);

3. успешная социализация учащихся;

4. повышение профессионализма педагогов;

5. рост рейтинга школы.

Реализация проектной деятельности.

Основой деятельности педагогического коллектива в 2007-2008 учебном году явился учебно-воспитательный проект «За чистоту русского языка». Уже не первый год школа работает в рамках проектной деятельности, которая позволяет активизировать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса по достижению стратегической цели школы – развитию «ключевых компетенций» как целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Данный проект является этапным в реализации программы развития «Школа-общество» (победитель конкурса ПНПО в 2006г). Как продолжение, новый проект «Семь-Я» (Активное вхождение в социум как условие реализации компетентностного обучения), получивший грант в конкурсе ПНПО в 2008г., ставит очередные цели по реализации концепции школы «Развитие индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающих технологий», достижению нового качества образования.

Административное управление педагогическим коллективом в условиях реализации компетентностного обучения.

В условиях модернизации системы российского образования работа по реализации программы развития «Школа –общество» на всех её этапах каждый год ставит перед школой новые более напряжённые цели, требующие и новых средств, способов достижения (новые учебные планы, программы и методики, новые способы организации учебного процесса, новую управляющую систему школы). Деятельность администрации школы в течение года была направлена на достижение поставленных целей, обеспечивающих развитие школы. Основным принципом в работе администрации является обеспечение согласованных действий педагогического коллектива по достижению поставленных задач по обозначенным направлениям. Это означает, что для эффективности совместной работы необходимо, чтобы:

- исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают;

- были заинтересованы в их получении;

- испытывали удовлетворение от своей работы;

- социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.

Управление школой на каждом уровне (заместители, руководители методических объединений, классные руководители, школьное самоуправление, общественное управление) основано на выявлении противоречий на основе анализа результатов, планировании, организации, руководстве и контроле. Такая система внутришкольного управления обеспечивает:

высокую информированность о потенциально возможных нововведениях;

полноту выделения актуальных проблем;

рациональность выбора общей и частных целей;

интегрированность целей;

реалистичность планов достижения целей развития;

заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;

контролируемость инновационных процессов.

В административный совет школы входят:

заместители директора по УВР – Вьюнковская Т.А. (ВКК), отвечающая за организацию учебной деятельности, курирующая основную и среднюю школу, аттестацию педагогических кадров; Киселёва Л.Ю (1-я КК) - за организацию УВП в начальной школе; Волкова О.А. (1-я КК) - за инновационную деятельность;

заместители по ВР – Лапшов П.Н. (1-я КК), отвечающий за организацию воспитательной работы классных руководителей, самоуправление; Дубнянская Ю.С.(1-я КК) – за организацию дополнительного образования;

заместитель по ИКТ – Шинкаренко Ю.Н.(1-я КК) – внедрение ИКТ;

системный администратор – Клинцевич А.Н.- техническое обеспечение ИКТ;

заместитель по АХЧ Коростелев В.А.;

бухгалтерия школы – Данилова Г.М., Буляканова З.М., Черняховская А.Н.;

сопровождающие службы: психологи Безручкина О.В. (ВКК), Шарапова Е.И.(1-я КК), Борисова Н.В.(1-я КК); социальный педагог – Андреева Н.П.(ВКК), педагог валеолог Быкова Л.В.(ВКК); педагог-организатор ОБЖ - Рожнов Ю.Д., заведующий библиотекой – Насонова М.В., диспетчер Короткова Н.С. – ответственная за расписание.

В циклограмме работы школы предусмотрены мероприятия, позволяющие в системе отслеживать промежуточные результаты, своевременно принимать корректирующие решения, обеспечивать согласованность действий всех членов школьного коллектива, и в результате достигать достаточно высокого уровня целостности, сплочённости и организованности педагогического коллектива.

На еженедельных административных совещаниях проводится анализ недельной деятельности, корректируются планы; на совещаниях при директоре обсуждаются текущие планы, подводятся итоги, а так же рассматриваются вопросы по технике безопасности и другие текущие вопросы. На еженедельных совещаниях при завуче (в начальной, основной и средней школе) совместно с ученическим и родительским активом обсуждаются актуальные вопросы результатов учёбы, выполнения единых требований. Два раза в месяц собираются члены микропедсовета – представители администрации, социально - психолого - валеологической службы, школьного парламента, родительского актива. На микропедсовете обсуждаются наиболее злободневные вопросы поведения учащихся, требующие незамедлительных решений, оказания своевременной психолого-педагогической поддержки. Ежемесячно проводятся родительские собрания по классам, раз в четверть – общешкольные по параллелям, систематически практикуются рейды в трудные семьи.

В этом учебном году впервые проведён Публичный отчёт директора (октябрь), на котором перед родительской, ученической общественностью в присутствии представителей органов управления образования города педагогический коллектив совместно со школьным парламентом представлял развернутый анализ деятельности школы по всем направлениям. Данное мероприятие стало значительной вехой в системе традиций школы. Уже не первый год традиционно проводятся ежемесячные учебные линейки по параллелям, на которых старосты классов представляют анализ деятельности классного коллектива по достижению поставленных целей.

Ежемесячно проводятся заседания школьного парламента, заседания Школы классного руководителя. Заседания психолого-педагогического консилиума в течение каждой четверти позволяют глубоко и разносторонне рассмотреть и выявить проблемы каждого классного коллектива, отдельного ребёнка и своевременно принять необходимые согласованные действия по решению выявленных проблем.

Повышение квалификации педагогов является неотъемлемой частью управления. Два раза в неделю проводятся заседания методического совета, на которых рассматриваются вопросы содержания обучения, технологий обучения, происходит обмен мнений, распространение опыта, обсуждаются планы, осуществляется подготовка к педагогическим советам. На заседаниях методических объединений реализуются принятые решения. В качестве обобщённого результата ежегодно проводится Методическая неделя, которая стала праздником педагогического мастерства. Ежемесячно - психолого-педагогические семинары, способствующие реализации процесса психологизации обучения.

На педагогических советах школы принимаются ответственные решения по реализации государственной программы общего образования. Не менее важными являются тематические педагогические советы: Роль межличностных отношений и влияние социальной среды на процесс воспитания».(Влияние социальной среды на формирование межличностных отношений в процессе воспитания), Детская агрессия и пути её преодоления. Традиционно опыт педагогов обобщается в ежегодном методическом сборнике школы «В поисках перспектив». В этом учебном году материалы педагогического совета «Детская агрессия и пути её преодоления» представлены в методическом сборнике БИЭФ, с которым не первый год сотрудничает школа.

Поддержание традиций, создание новых – это необходимое условие жизнедеятельности школы. Поэтому создание условий, способствующих развитию колективно-творческой деятельности - особенно важная задача управления школой. Их привлекательность, высокий уровень проведения – один из важных показателей качества работы школы, делающей её привлекательной для учеников, родителей, наглядно демонстрирующий уклад школьной жизни, её индивидуальность.

Система дополнительного образования глубоко и прочно интегрирована в УВП. Практически все ученики имеют возможность проявить свою индивидуальность, способности. Проектная деятельность создаёт условия для успешной социализации учащихся, педагогов, родителей в стенах школы, достичь реализации высшей потребности человека – в признании.

Яркие незабываемые праздники Первого и Последнего звонка, Последний урок, Неделя выпускника, Посвящение в старшеклассники, Дни самоуправления, Рождественские чтения, научно-практическая конференция «Духовность и прогресс», выездные профильные экзамены, Уроки мужества, Интеллектуальный марафон, КВН-движение, Дни здоровья, Уроки-экскурсии, Литературные гостиные, Осенние и весенние спартакиады, конференция «Мы россияне», введение школьной формы, символики и др. охватывают все направления учебно-воспитательной работы.

Участие в конкурсе ПНПО позволило значительно укрепить материально-техническую базу школы. Школьная видео-студия, типография, современный конференц-зал, два мобильных компьютерных класса, Интернет-связь значительно расширили возможности учащихся, педагогов. Выпуск школьной газеты, школьных фильмов, сборников, создание современных презентаций - далеко не полный перечень продуктов интеллектуальной деятельности. Например, сборники «Выпускник 2007, 2008года» - яркий пример коллективной деятельности. Он стал по существу формой отчёта школы по реализации поставленной цели развития индивидуальности ребёнка, отражает построенный образ выпускника.

В построении культурного пространства школы особо важную роль имеет библиотека как центр культуры. Совместный с педагогом предмета Мировая культура проект «Диалоги культуры» стал новой формой привлечения учеников и родителей к истокам российской культуры. Например, кинолекторий «Шедевры отечественного кинематографа» оказался востребованным, способствует объединению учеников, родителей, сплочению семьи. Библиотечные уроки, праздники Букваря, выставки, в организации которых участвуют представители школьного парламента давно стали площадкой проявления своих возможностей. Закономерно, что проект нашей библиотеки занял первое место в городском конкурсе библиотечных проектов.

Деятельность бухгалтерии школы, АХЧ неразрывно связана с созданием условий, способствующих достижению высоких результатов в реализации поставленных задач. С введением НСОТ на основе разработанного Положения о системе оплаты труда бухгалтерия школы является не формальным исполнителем, а активным участником школьных процессов. При участии управляющего совета подводятся итоги деятельности педагогов, работников школы. Наличие стимулирующей части является эффективным стимулом деятельности. По результатам труда, дополнительно выполненной работы, дающей высокие результаты, в течение учебного года все работники получали доплаты. Многие – существенные. Средняя заработная плата педагогов 10 тыс. рублей. Размер доплат колеблется от 2тыс. до 20тыс. Это является существенным фактором, повышающим материальное положение педагогов, их престижа и, следовательно, способствующим удовлетворённости педагогов своей деятельностью.

Значительно улучшилась материальная база школы. Это не только оснащение оборудованием, но и значительные работы по обеспечению безопасности. Реализация, практически, всех противопожарных рекомендаций – установка сигнализации, противодымных дверей в местах эвакуации, замена электропроводки второго этажа, частичная замена водопроводных труб. Проведён косметический ремонт актового зала, библиотеки, медицинского кабинета, осуществлена замена оконных блоков в спортивном зале. Все парты заменены в соответствии санитарными требованиями.

В смете на будущий год предусмотрено выполнение рекомендаций органов надзора – покраска стен на этажах, замена линолеума, установка вентиляционной вытяжки в столовой, вентиляции в столовой, завершение установки школьного ограждения. Остро стоит проблема кондиционера в актовом зале. Большая работа предстоит с конкурсами по реализации школьного проекта, выигравшего грант.

При организации работы с педагогическим коллективом администрация школы реализует демократический стиль управления. Это, прежде всего, высокая степень ответственности за коллективно принятые решения, выполнение нормативных, уставных, законодательных требований. Все работники ознакомлены с Правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями; родители и ученики - с Уставом школы. Решения педагогического совета, приказы доводятся до сведения работников. В результате злостных нарушений работниками правил нет, в школе создана достаточно высокая сознательная трудовая дисциплина.

Все члены администрации проводят кропотливую индивидуальную работу с педагогами. При организации творческой деятельности учитываются индивидуальные особенности каждого. Создаются творческие группы по интересам. Поощряется творческая инициатива. В коллективе внедряется культура доверия, взаимного уважения. Как результат в школе сложился достаточно сплочённый коллектив. Опыт педагогов с большим стажем является прочным фундаментом инициативы молодых. В целом, достигнут высокий профессиональный уровень педагогов, имеется значительный творческий потенциал.

При осуществлении мониторинга администрация использует различные методы: наблюдение, беседы, тестирование, деловые игры, осуществляет системный анализ. Каждую четверть подводятся итоги. На совещании при директоре обсуждаются результаты. Активная работа по группам позволяет принять продуманные, взвешенные конкретные решения. Анализ деятельности по итогам года обсуждается на августовском педагогическом совете. Причём, каждый член администрации представляет персональный отчёт по своему направлению. Это способствует не только повышению ответственности за свой участок работы, но и развивает самостоятельность, инициативу.

При написании проекта «Семь-Я» была проделана огромная работа по анализу результатов за три года. За 2007-2008 учебный год всеми членами администрации проведён анализ с учётом реализации проектов, вновь поставленных целей.

Вывод:

системная работа администрации обеспечивает условия для реализации всех направлений деятельности педагогического коллектива по достижению поставленных целей. Главный результат заключается в том, что все члены педагогического коллектива, вовлечённые в реализацию школьных проектов, находятся в процессе педагогического поиска форм, методов, содержания обучения, дающего новые качественные результаты.

Результаты учебной деятельности.

Заместителем директора по УВР Вьюнковской Т.А. проведён анализ выполнения государственных программ, результатов учебной деятельности. Планомерная работа педагогов в течение года, направленная на развитие индивидуальности ребёнка, связана с изменением содержания (элективные, факультативные курсы, занятия по подготовке к экзаменам, психолого-педагогическое сопровождение, работа с родителями) несомненно дали положительные результаты.

Итоги года.

Уровень обученности по итогам учебного года составил 100 %, это стабильный результат за последние два года.

Уровень качества успеваемости составил 46,9%, выше на 0,3% по сравнению с прошлым учебным годом.

Сравнительная диаграмма качества успеваемости.

Итоговая аттестация.

На конец 2007-2008 учебного года в 9-х классах обучалось 91 учащихся. Все учащиеся были допущены к итоговой аттестации, которые успешно прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты за курс основной школы.

Экзамен по алгебре

Итоговая аттестация по алгебре за курс основной школы проводился в новой форме – 90 учащихся и в традиционной форме – 1.

Получили неудовлетворительные отметки (новая форма) – 3 .

Сравнительные данные итоговой аттестации учащихся по алгебре

за курс основной школы за три года.

Предмет

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Алгебра (письменно)

57%

49,5%

82%

Учащиеся справились, показали хорошие знания программного материала за курс основной школы.

Экзамен по русскому языку

Итоговая аттестация по русскому языку проводилась в новой форме, в которой участвовали 94 учащихся, и в традиционной форме с использованием сборника открытых текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Сравнительные данные итоговой аттестации учащихся по русскому языку

за курс основной школы за три года.

Предмет

2006-2006

2006-2007

2007-2008

Русский язык

79,2%

56,4%

82%

По сравнению с результатами прошлых лет видна динамика повышения на 25,6%. Двоек нет.

Большинство учащихся с работой по русскому языку в новой форме справились успешно, уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания основного общего образования по русскому языку.

На конец 2007-2008 учебного года в 11-х классах обучались 68 учащихся. Все учащиеся 11-х классов по решению педсовета от 06.05.08. были допущены к итоговой аттестации.

Сравнительная диаграмма качества знаний, среднего балла,

подтверждение годовых оценок, не справившихся с работой по математике
Сравнительная диаграмма среднего балла по математике (ЕГЭ 2008).

В этом учебном году результаты ЕГЭ по математике выше, чем за два предыдущих года, намечена динамика роста. Анализ свидетельствуют о том, что увеличивается количество выпускников подтвердивших годовые отметки, а также уменьшается число выпускников, не справившихся с работой. Средний балл по школе – 3,57, что на 0,25 выше чем в регионе (3,32).

Сравнительная диаграмма качества знаний,

подтверждения годовых отметок, не справившихся с работой по русскому языку (ЕГЭ 2008).

Средний балл – 3,67,на 0,16 выше по сравнению с результатами по региону. В регионе – 3,51. По стабильной шкале средний балл составил – 60,25, на 3,47 выше, чем по региону.
Лучшие результаты показали ученица 11 «А» класса Семенова Е., которая набрала 100 баллов, одна из 3-х выпускников г. Калининграда. Лучший средний балл – 3,9, процент качества знаний – 69% показали выпускники 11 «А» класса.
В этом учебном году выпускники сдали экзамен по русскому языку без «2». Таким образом 100% учащихся справились с экзаменом. Результаты экзамена по русскому языку также свидетельствуют об улучшении результатов. Средний балл стабильный, процент качества знаний ниже на 1% по сравнению с результатами прошлого учебного года. Большая часть выпускников (51 учащийся – 75%) подтвердили свои годовые отметки, не подтвердили лишь 3 выпускника (4,4%).
Экзамены по выбору показали, что многие учащиеся сделали выбор осознанно. 27учащихся -40% выпускников отдали предпочтение экзаменам по выбору в форме ЕГЭ, это на 26% больше в сравнении с прошлым учебным годом, справились с экзаменом по выбору – 92,3%, 1 учащийся получил отметку «2», подтвердили годовые отметки 16- 59,3%, получили оценки выше годовых 3 учащихся - 11%, не подтвердили 8 учащихся – 29,6 %.
Лучший результат показала выпускница 11 «А» касса Антонова К. на экзамене по обществознанию (87 баллов) выполнив 96% работы, это лучший результат в регионе (учитель Щербакова З.К.); Тарасенко Н. выпускник 11 «В» по английскому языку и набрал 85 баллов.
Пять учеников 9-х классов получила аттестат особого образца за курс основной школы, ещё 39 уч-ся окончили школу на «4» и «5», т. о. процент качества знаний составил 43%, в сравнении с прошлым учебным годом на 15% выше. В параллели 11-х классов 25 уч-ся окончили школу на «4» и «5», т.е. процент качества знаний составил 37%, ниже на 2%, чем в прошлом учебном году.
В ходе анализа экзаменов выявлена новая проблема: ученики больше мотивированы на экзамены в форме тестов, на устных экзаменах, порой, затрудняются выразить мысль, косноязычны, некоторым ответам не доставало полноты в теоретических обоснованиях.
Выводы.
Работа педагогического коллектива по совершенствованию содержания образования, усиления процесса психологизации процесса обучения позволила повысить результаты обучения.
Однако, не все педагоги изменили свои профессиональные установки в поисках новых форм взаимодействия с учащимися, нацеленных на раскрытие потенциала ученика, развитие его психических сфер, что снижает мотивацию учения, и следовательно результаты.
Первая ступень обучения.
Системный анализ учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проведённый заместителем по УВР Киселёвой Л.Ю., отличается обоснованностью выводов, а также демонстрирует реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании. В отчёте отражена совместная исследовательская деятельность с психологом, логопедом школы Безручкиной О.В. В выводах используются результаты тестирований, проводится сравнительный анализ контрольных резов, итогов года.
По реализации поставленных задач отмечаются положительные результаты. Это – системная работа педагогического коллектива в решении учебных и воспитательных задач в их взаимодействии, совершенство педагогического мастерства, освоение информационных технологий, экспериментальная работа по внедрению курса «Православная культура», укрепление материальной базы, тесное сотрудничество с родителями. Показателем успешной работы начальной школы является её высокий рейтинг в микрорайоне школы. Например, на следующий учебный год сформировано 4 первых класса по 25-28 учеников. В анкетах обратной связи (День открытых дверей) были отмечены: большая работа администрации и учителей, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению урока.
Педагогический коллектив стремится усиливать воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, работать по интеграции урочной и внеурочной деятельности формировать и закреплять традиции школы в рамках проекта «Солнцеград». Накоплено много традиций, создаются новые. В качестве убедительных примеров, например, является создание проекта «Семейный водевиль». Родители вместе с детьми готовят праздничные спектакли, выступают перед старшеклассниками. В 2007-2008 учебном году активно идет работа на полянке развития «Юный инспектор безопасности дорожного движения». Работа в рамках этой полянки стоится совместно с городской станцией юных техников. Всего было задействовано в работе на данной полянке 61 человек. Учащиеся 4«А» и 4«Б» классов в июне 2007 года принимали участие во Всероссийских соревнованиях по фигурному вождению в г. Волгограде и заняли 1-е место.
Классные руководители продолжают осуществление воспитательной работы в рамках общешкольного проекта «Семь-Я», через работу в проекте «Теремок» для начальной школы и в рамках собственных подпроектов.
При достаточно положительных результатах воспитательной работы выявлены недостатки в результатах обучения. В школе 24 ноября 2007 года было проведено единое муниципальное тестирование для учащихся 1-ых классов. Целью ЕМТ-1 является апробация процедуры определения результативности адаптационного периода. Педагогическая диагностика в форме ЕМТ – 1 включала в себя тестовые задания по русскому языку и математике, а также психолого-педагогические исследования. В тестировании приняли учащиеся всех первых классов в количестве 79 человек. Результаты тестирования показали, что на высоком уровне оказались лишь 8% всех первоклассников. Не достигли необходимого уровня 25% всех учеников. Только 43% первоклассников положительно справились с педагогическим мониторингом. Уровень успешности обучения в основном не соответствует потенциальным возможностям первоклассников. Это означает, что учителя первоклассников не смогли оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, который позволил бы реализовать выявленные индивидуальные особенности учащихся.
Анализ результатов психолого-педагогического мониторинга учащихся 1-ых классов показал, что дазадаптация выявлена у 23% первоклассников. Эти дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Данный показатель выше, чем средний показатель школ города(14%)
Положительное отношение к школе демонстрируют 49% учащихся 1-ых классов (менее половины). По городу 49%.
Высокий уровень адаптации показали 9%, что выше. чем в среднем по городу (7%).
Средний уровень адаптации показали 19% учащихся, что ниже, чем процент по городу (30%).

Из графиков видно, что в школе более высокий уровень учащихся, которые имеют высокий уровень адаптации (на 1%) и дезадаптации (на 9%).

Положительное отношение к школе демонстрируют 49% учащихся. Что соответствует точно такому же проценту по школам города,

Средний уровень адаптации в школе ниже, чем в других образовательных учреждениях на 11%.

При этом получили положительный результат тестирования родителей, который свидетельствует о доверии родителей к школе:

89% всех первоклассников охотно идут в школу;

88% учащихся вполне приспособились к школьному режиму;

80% переживают за свои школьные успехи и неуспехи;

83% часто делятся с родителями школьными впечатлениями;

81% справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.

На наш взгляд, выявленная проблема адаптации первоклассников объясняется определённым отсутствием элементарной психолого-педагогической грамотности современных родителей. Возраст родителей: матери – средний возраст – 33 - 35 лет; отцы – средний возраст – 34–36 лет; состав семьи: матери одиночки – 14 человек (4,3%); дети инвалиды – 3 чел. (0,9%); многодетные семьи – 13 семей (4%). Поэтому усиление психолого-педагогического сопровождения учащихся, усиление взаимодействия с родителями являются первоочередными задачами для педагогов начальной школы на следующий год.

Результаты в ЕМТ-4 также показали, что новое качество образования требует новых подходов в обучении. 68 чел. (94,4%) учащихся справились с заданиями по математике. Процент качества знаний составил 84,7%. По русскому языку справились с заданием 65 чел. (87,8% всех учащихся). Процент качества знаний составил 58,1%. 15% всех учащихся четвертых классов не справились с ЕМТ по русскому языку и 6 % по математике.

По результатам контрольного тестирования во 2-х, 3-х классах отмечается, что не все учащиеся смогли справиться с государственным стандартом. Многие из них не выполнили базовую часть заданий. Ученики не усвоили обязательных требований программы, соответствующих удовлетворительному уровню усвоения знаний.

В 2007 – 2008 учебном году начальная школа продемонстрировала некоторое снижение процента качества обучения. Количество отличников стабильно на протяжении 3-х лет (20-21 человек). В текущем учебном году количество отличников снизилось на 7 человек, что в процентном соотношении составляет 4,2%. Количество хорошистов за последний год существенно не изменилось – 74 человека (76 человек в 2006 – 2007 учебном году). Существенно снизился процент ( в два раза) учащихся с одной «3», что составило 4,4% от всех аттестующихся учащихся начальной школы. Это обусловлено тем, что учителя активно работают по реализации резерва знаний учащихся и их индивидуальных особенностей, индивидуальному подходу к каждому учащемуся, личностно-ориентированной педагогике. В то же время уровень качества знаний в 2007-2008 учебном году составил 51,3%, что на 10% ниже уровня качества знаний, чем в 2006 – 2007 учебном году, почти на 10%.

Выводы.

Анализ показал, что работа педагогов начальной школы отличается высоким уровнем сплочённости, организованности в реализации воспитательных проектов, взаимодействия с родительской общественностью.

Однако, на новом современном этапе внедрения компетентностного обучения качество результатов претерпело существенные изменения. Насущной проблемой стало изменение профессиональных установок, связанных с освоением новых современных технологий, направленных на развитие навыков самостоятельного мышления, усилением процесса психологизации в обучении и воспитании.

Профессиональная компетентность педагогов.

Повышение профессионального уровня педагогов в условиях перехода на компетентностное обучение, прежде всего, связано с изменением профессиональных компетентностей педагогов. Это не только знания своего предмета, а умение учиться в течение всей своей профессиональной деятельности. В век информационных технологий – учиться вместе с учеником, когда он в некоторых вопросах тебя опережает. Исследовательская деятельность уже не удел одиночек.

Заместителем по УВР Волковой О.А. проведён анализ деятельности педагогов в направлении развития экспериментальной, инновационной деятельности, внедрения ИКТ в процесс обучения и воспитания.

Коллектив состоит как из молодых специалистов, так и опытных. Сочетание профессионализма, творчества, инициативы педагогов разного возраста, объёма знаний, основ педагогики в одном коллективе - одно из главных условий продуктивной работы школы в инновационном режиме, реализации программы образовательного учреждения.

По данным картотеки, в сентябре 2007 г. кадровая обеспеченность школы такова:

Всего пед. работников – 73, из них по совместительству – 3.

Высшее спец. образование имеют – 65, высшее неспециальное – 3, неполное высшее -1.

Среднее спец. образование имеют -3.

Обучается на заочном отделении – 1.

Педагогический стаж работы:

Молодые специалисты – 4.

От 3-х до 10 лет – 16 чел.

От 11 до 20 лет – 12 чел.

Более 20 лет - 31 чел.

Возрастной потенциал:

До 25 лет – 2 чел.

26-40 лет – 24 чел.

От 41 до 55 лет – 27 чел.

Старше 55 лет – 20 чел.

квалификационную категорию имеют – 24 чел.

1-ю квалификационную категорию имеют -23 чел.

2-ю квалификационную категорию имеют – 10 чел.

Почётные грамоты МО РФ имеют – 3 чел.

Почётные работники образования -12 чел.

Заслуженный учитель – 1 (Булахова Г.Н.)

На конец года:

Всего педагогов -87

С высшей категорией – 29 педагогов

1 категорию имеют - 26 педагогов

Методическая тема школы:

«Развитие индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающей педагогики».

В соответствии с программой развития школы и методической темой сформированы следующие цели и задачи.

Цели:

- эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Задачи:

- создание условий для развития самоактуализированной личности, для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей всех участников педагогического процесса.

Приоритетные направления в содержании методической деятельности:

1. Использование в УВП принципов личностно ориентированного обучения, компетентностного обучения, усиления роли воспитания в процессе образования.

2. Внедрение активных форм и методов обучения, информационных технологий, проектной деятельности.

3. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов.

4. Формирование творческого коллектива учителей с высоким инновационным потенциалом.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- научно-методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- экспериментальная работа;

- повышение квалификации.

В целях организации методической работы образовательного учреждения 1 раз в четверть были проведены заседания методического совета. Работа МС осуществлялась согласно плану работы школы на 2007-2008 учебный год: обсуждались вопросы содержания профильного и предпрофильного образования, планирования работы МО, внедрения современных технологий, обобщение и распространения опыта работы, в том числе с одарёнными детьми, организация и проведение школьной олимпиады, интеллектуального марафона, школьной конференции; подведение итогов 2 (муниципального) и 3 (областного) этапа олимпиады, городской конференции «Поиск и творчество», утверждение плана работы методического совета на 2008-2009 учебный год.

Работа методических объединений учителей была организована в соответствии с планами учебно-воспитательной и методической работы школы.

Отмечено, что педагоги в течение года значительно активизировали творческую деятельность, что проявилось и в количестве участников в различных конкурсах, семинарах, конференциях, олимпиадах, а так же и повышении результативности, освоении и внедрении ИКТ в учебно-воспитательный процесс. По сравнению с прошлым годом результаты стабильны. В прошлом году в областной предметной олимпиаде участвовало 10 учеников. Из них 8 участников вошли в первую десятку. 1-е место было у Родиной Е. В этом учебном году из 9 участников областной олимпиады 6 вошли в первую десятку. Первые места заняли Родина Е. и Винокуренкова Е. Как и в прошлом году, Родина Е. вышла на IV этап Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию, которая состоялась в Казани.

Как и в прошлом учебном году команда учащихся нашей школы также заняла 7-е место в городе в интеллектуальном марафоне, что свидетельствует о неслучайных победах и, безусловно, должно стать стартовой площадкой для достижения более высоких результатов. В 2007 и 2008 году участники научно-практической конференции получили 2 диплома.

Возросло количество участников среди учащихся в интеллектуальных марафонах, играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», в социальных проектах.

Участие учителей в конкурсах разного уровня создаёт условия для повышения профессиональной культуры, удовлетворения потребностей педагога в профессиональной и личностной самореализации.

Индивидуальные достижения педагогов

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Конкурс

Район, город, край

Результат

Табешадзе О. И.

Учитель истории

Учитель года

город

лауреат

Лопаткина Е. А

Учитель математики

Олимпиада

область

4 место

Вьюнковская Т. А., Филатова С. И., Черняховская С. Т.

Учителя математики,

Учитель биологии

Фестиваль пед. идей «Открытый урок»

Федераль-ный конкурс

дипломанты

Черняховская С. Т.

Учитель биологии

Конкурс мет. разработок

город

призёр

Черняховская С.Т.

Учитель биологии

Лучший учитель РФ

ПНПО

Победитель

Андреева Н.П.

Социальный педагог

Конкурс «Возрождение»

область

призёр

- участие в программе «Позиция» - Переговорная площадка. Диалог с министром образования Калининградской области Шери Н.С.

- участие в программе «Позиция» с представителями школьного самоуправления. Диалог с губернатором области Боосом В.Г.

Ежегодно учителя принимают активное участие в научно-практической конференции РГУ им.И.Канта.

Один учитель в этом году стал победителем конкурса ПНПО (Черняховская С.Т.)

Ученики совместно с педагогами приняли участие в 37 конкурсах, заняли 10 призовых мест, получили денежные вознаграждения, благодарности.

Издание школьного сборника «Одарённые дети» - результат коллективной деятельности, педагогов, учащихся, родителей с использованием информационных технологий.

Расширилось пространство взаимодействия школы. Появился интересный опыт сотрудничества с МОУ средней общеобразовательной Пионерской школой, в ходе которого выявились противоречия, связанные с применением информационных технологий, а также проблемы развития коммуникативных компетенций. Например, не всегда презентации детей соответствуют необходимым требованиям, сводятся к переписыванию текстов. Профильный экзамен в нетрадиционной форме показал, что исследовательская составляющая недостаточна, недостаточно развиты навыки рефлексии, конструктивного диалога.

Выводы.

Значительно активизировалась творческая активность педагогов, учащихся, получены новые формы обобщения опыта с использованием современных информационных технологий. Расширилось пространство взаимодействия школы.

Однако, расширение информационного пространства требует освоения информационных технологий на качественно новом уровне. Компетентностное обучение требует расширения продуктивных практик, развития навыков коммуникативной культуры, конструктивного диалога, рефлексии.


Развитие детского самоуправления.

Развитие детского самоуправления – одна из главных воспитательных задач школы. Проекты «Школа-общесто», «За чистоту русского языка», «Семь-Я» реализуют главную цель современного образования – воспитание человека, способного к строительству собственной жизни, к самореализации.

В анализе воспитательной работы заместитель по воспитательной работе Лапшов П.Н. отразил деятельность педагогов по всем направлениям воспитательной работы, показал взаимодействие с психолого-педагогической службой. Выполнена сводная таблица деятельности классных руководителей по реализации воспитательных проектов. Но при этом отсутствует анализ результативности этой деятельности с точки зрения развития классных коллективов. Не проведён мониторинг уровня развития детского самоуправления в каждом классе. Недостаточно полно отражёны работа Школы классного руководителя, опыт отдельных педагогов, который заслуживает распространения и обобщения. Выводы сделаны формально и поверхностно.

При всём этом необходимо отметить творческую инициативу и самоотдачу Лапшова П.Н. по развитию КВН-движения в школе, которое стало одной из ярких традиций в школе. Так команда «Чиж и Еж» в финале игр школьных команд КВН заняла 3 место, команда «Осторожно-Дети!» в финале сезона игр КВН на приз клуба «Золотой Осьминог» - 2-е место, уступив команде РГУ. Актив учеников видео-студии «Орбита» под руководством Лапшова П.Н. ведёт активную деятельность по созданию хроники школьных событий, созданию творческих работ.

Заместителем директора по ВР Дубнянской Ю.С., отвечающей за работу Центра дополнительного образования «Радуга», который является основой дополнительного образования учебного заведения, осуществлён анализ результатов, исходя из поставленных целей и задач. В центре в 2007-2008 учебном году работало 16 кружков и студий по разным направлениям. В них занято 467 учащихся. Достаточно наглядно продемонстрирован факт интеграции дополнительного и общего образования. Творческие коллективы школы за год приняли участие в 86 мероприятиях различного уровня, начиная от школьных и заканчивая международными! Получили множество поощрений. Одним из ярких примеров высокого мастерства и сплочённости педагогического коллектива является реализация проекта «Всей семьёй в парк», ставший победителем в областном конкурсе молодёжных проектов (денежное вознаграждение 20000 руб.). В сотрудничестве с администрацией парка «Юность» к празднику семьи удалось привлечь практически всех родителей начального и среднего звена школы. Праздничный концерт, игры, соревнования, выставки, открытие автогородка с активным участием команды юных автомобилистов на празднике стали ярким событием школы.

В конце 2007-2008 учебного года подведены итоги работы центра дополнительного образования, которые свидетельствуют что центр:

· обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;

· решает проблемы неуспеваемости в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;

· создает условия для самовыражения, самоопределения каждого учащегося;

· обеспечивает взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Анализируя работу Центра дополнительного образования по результатам исследования интеллектуального потенциала обучающихся в центре дополнительного образования наблюдается не только повышение качества знаний по всем предметам, но и рост, развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Выводы.

В школе создана система воспитательной работы, реализующая главную цель школы – развитие индивидуальности ребёнка. Сохраняются и развиваются традиции, направленные на развитее творческих способностей учащихся, способствующих развитию достаточно высокого уровня культуры в школе.

Однако, задача изучения, обобщения и распространения передового опыта классных руководителей по реализации классных проектов решается на недостаточно высоком уровне.

Социально-психолого-валелогическая служба.

Большую помощь в решении вопросов учебно-воспитательной работы оказывает социально-психолого-педагогическая служба. Направления деятельности работы психологов Шараповой Е.И, Борисова Н.В., Безручкина О.А. были весьма разнообразны. К ним относиться и организационная, научно-методическая работа, и работа с педагогическим коллективом, и психологическая работа с детьми, находящими под опекой, и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, и психологическая готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ и т.д. (см. анализ работы психолога).

Социально-педагогичская служба школы работает в постоянном контакте с другими организациями города, заинтересованными в успешном социальном определении детей.

За прошедший период проведено 3 комплексных рейда с представителями отдела материнства и детства администрации Ленинградского района, направленных на решение трудных жизненных ситуаций подростков (в том числе и по организации летнего отдыха подростков, состоящих на в/ш учете), 15 рейдов с классными руководителями. В настоящее время на внутришкольном учете состоит 84 семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дети из этих семей по ходатайству администрации через отдел социальной защиты обеспечены бесплатным питанием в школе. Педагог-валеолог школы Быкова Л.В. сделала всесторонний анализ спортивно-валеологического направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя физкультуры Литвин А.Ю., Николаева Н.Б, Шашкова Л.Т. способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе. В городских соревнованиях, их было немало - 23. Огромное внимание в школе уделяется беседам о здоровом образе жизни, проведены тренинги с участием психологов. Также для старшеклассников было проведено анонимное анкетирование о здоровом образе жизни, которое показало, что учащиеся, не задумываясь о вреде для своего организма, употребляют спиртные напитки и курят (39% учеников). Ввиду такого показателя, в следующем учебном году, педагогическому коллективу следует изменить формы воспитательного воздействия, о здоровом образе жизни, на подрастающее поколение.

В ходе реализации школьной здоровьесберегающей программы «школа – территория здоровья» проводится следующие мероприятия :

«Праздник вкусной и здоровой пищи» ,

«Витаминная ярмарка» ,

Конкурс газет и плакатов « Я выбираю здоровый образ жизни» ,

«Брейн-ринг» ,

«Жизнь без никотина» ,

Тренинги «Оставайся в безопасности» ,

«Нет наркотикам !»

Проведение совместного педсовета с партнерами и родителями «Использование здоровьесбеорегающих подходов в школе».

Государственные программы по физкультуре дополняются систематическими занятиями вне уроков. В школе работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, подвижные игры, художественная гимнастика, футбол. Разнообразная обширная внеурочная работа по физической культуре. Традиционно стали спартакиады «Старты здоровья» для учащихся 1 – 8 классов по параллелям. Учащиеся 9 – 11 классов традиционно выезжают на турбазу для участия в Дне старшеклассника под девизом «В здоровом теле – здоровый дух!». Для наших праздников характерным является присутствием педагогов и родителей в качестве участников групп поддержки, зрителей.

Достоинством оздоровительной работы в школе является участие самих школьников в качестве лидеров (инструкторов, волонтеров) по физической культуре, распространителей гигиенической культуры. Сверстники воспринимаются школьниками с большим доверием, так как равные общаются с равными, говорят на одном языке, понимают проблемы друг друга и нормы поведения в обществе. Волонтеры и инструкторы входят в состав спортивно–оздоровительной комиссии школьного парламента. Они участвуют в разных видах классной, общешкольной деятельности: помогают организовать и провести спортивные праздники, проводят физкультурной минутки в классах. Команда волонтеров школы «Спектр» стала победителем на городском слете волонтеров «Начни с себя» в апреле 2007 года, а так же победителем на городской олимпиаде по валеологии. В 2008 году команда «СПЕКТР» достойно представляла школу на городском конкурсе агитбригад за ЗОЖ.

Для создания психологически безопасной среды, для сохранение здоровья у всех участников учебно-воспитательного процесса школы через привитие навыков ЗОЖ и навыков саморегуляции поведения был разработан проект «Школа – безопасная среда», который будет реализовываться в следующем году.

Выводы.

Социально-психолого-валелогическое сопровождение в школе – существенная и важная составляющая жизнедеятельности школы. Деятельность службы отличает высокий уровень исследовательской работы, дающей достаточно высокие результаты.

При этом, как показали результаты начальной школы, отдельных предметов в старшей школе, социально-психолого-валеологическое сопровождение необходимо усилить в работе с родителями. В целях развития психологической компетентности продолжить работу школьного семинара.


Анализ результатов за 2007-2008 год показал, что по всем направлениям деятельности достигнуты положительные результаты.

Работу школы по развитию профессиональных компетентностей по выбранным направлениям:

1. освоение и внедрение новых технологий, активных форм обучения;

2. работа над содержанием образования;

3. создание собственных проектов, разработка элективных, факультативных курсов;

4. включение педагогов в экспериментальную, инновационную деятельность;

5. описание, внедрение, распространение передового опыта;

6. развитие детского самоуправления;

7. расширение связей с общественностью;

8. сохранение традиций и создание новых;

9. усиление взаимодействия с родительской общественностью

можно признать удовлетворительной.

Деятельность школы в новом учебном году –

реализация конкурсного проекта «Семь-Я»

в рамках разрешения противоречий:

1. Проблема обеспечения уровня мотивации, когда учебный материал воспринимается как личностно значимый, остаётся актуальной. В качестве решения этой проблемы мы видим необходимость изменения в системе повышения квалификации педагогов.

2. Проблема поиска продуктивных практик в организации форм обучения и изменения содержания требует разрешения во всех предметных областях учебного плана.

3.Проблема использования ИКТ не как очередного ТСО, а как предмета искусственного интеллекта остаётся достаточно острой.

4. Проблема психологизации УВП в реализации компетенции личностного самосовершенствования, направленной на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, является важной и требует дальнейшего развития.

5.Приобщение к основам духовности не является насущной потребностью в семьях, особенно молодых. Однако, привлечение родителей к активной деятельности по реализации этого проекта остается проблемой: молодые родители не испытывают внутренней потребности в духовном развитии.

6.По достигнутым результатам были выявлены противоречия нового порядка: стало недостаточно возможностей донести актуальную информацию, собранную и подготовленную Пресс-центром Школьного Самоуправления и Видео Студией «Орбита», демонстрации видео продукции широкому кругу зрителей, публичного показа достигнутого результата. Всвязи с этим появилась необходимость расширения информационного пространства

7.Этап развития гражданских инициатив и расширения школьного социума отчетливо продемонстрировал необходимость разработки новых, более активных и эффективных ФОРМ вхождения школьника в социальную среду. Именно – вхождение в социум, а не адаптация к существующему социальному окружению.

Противоречия, выявленные в результате анализа результатов учебного года, подтверждают правильность выбранной школой стратегии.


Задачи на новый учебный год нацелены на разрешение противоречий

с целью получения качественно новых результатов

по внедрению компетентностного обучения:

· разработка новых, более активных и эффективных ФОРМ вхождения школьника в социальную среду;

· создание условий для изменения технологии учительской деятельности;

· использование ИКТ для создания инновационных продуктов интеллектуальной собственности;

· дальнейшее развитие информационной инфраструктуры для расширения сети социального партнёрства;

· расширение форм работы с родителями и новыми социальными партнерами;

· расширение количественного состава групп – участников реализации конкретных проектов;

· разрешение проблемы коммуникативной разобщенности школьников и школы, школьников и родителей, школьников между собой, порожденной как внутренними, так и внешними факторами.

Проект «Семь-Я» состоит из подпроектов:

1 Мосты

2 Проект развития Школьного Самоуправления «Радиостудия Орбита»

3Учитель - мастер

4 Круг Семьи

5 Диалоги культур

6 Школа - безопасная среда

7 Проект «КУБ»

8 Проект развития коммуникативной культуры учащихся «ТЕРЕМОК».

Участниками реализации являются педагоги, ученики, родители.

Предполагаемые результаты:

1. дальнейшее развитие творческой активности всех участников УВП, а, следовательно, результативности учебных и воспитательных показателей;

2. повышение «удовлетворённости» всеми участниками УВП (как показатель здоровьесбережения);

3. успешная социализация учащихся;

4. повышение профессионализма педагогов;

5. рост рейтинга школы.

Главная стратегическая цель проекта.

Как показывает анализ, новые противоречия, порождённые новыми достижениями, непосредственно связаны с изменившимися условиями как внешним, так и внутренними. Достижение главной Цели школы – развитие индивидуальности ребёнка на принципах здоровьесберегающих технологий - нашло своё воплощение в реализации проекта «Школа - общество» через реализацию Цели – развитие гражданского самосознания ученика до осуществления своего самообразования, самостроительства собственной жизни. Эта цель нашла своё продолжение:

создание условий для интеграции индивида с социальной средой через активное вхождение в социум, когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, когда он способен влиять на среду, изменяя её или изменяя самого себя.

Сущность проекта.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением.

А.Дистервег

Главная идея проекта – содержательное наполнение информационного пространства школы в реализации миссии школы - доведении ученика до управления самим собой, то есть до проектирования своего жизненного проекта, до осуществления своего самообразования, самовоспитания, саморазвития, самостроительства собственной личности.

Совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мер меняет конфигурацию отношений в системе: учитель – ученик, объективно уравнивая обоих в правах и возможностях. Уступая своим воспитанникам в скорости реакции и технике исполнения, педагог призван удержать первенство на главном смысловом поле. Признавая необходимость освоения персоналом цифровых сред, педагог, сотрудничающий с учащимися на информационном поле, должен освоить новые роли: генератор идей, консультант проекта, менеджер команды, включающей учащихся и при необходимости педагогов, приемщик готового продукта.


Публичный отчет в виде презентации

Публичный отчет директора МОУ СОШ №7 2008 г.
Программы развития интеллекта. Области образования ссылка. Программа для гтд на сайте vetmedicina.ruПрограммы развития интеллекта. Области образования ссылка. Программа для гтд на сайте vetmedicina.ru