РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


На правах рукописи


Вольвач Людмила Николаевна



Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук












Калининград 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Российский государственный уни-верситет им. И. Канта»



С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (236040, Калининград, ул. Университетская, д. 2)




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблемf развития педагогического коллектива обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, модернизация образования ставит перед школой задачи более высокого порядка: переход на новые педагогические и информационные технологии, широкое и активное использование современной компьютерной техники в педагогическом процессе, создание проектов, направленных на развитие учебного заведения, участие в конкурсах на получение грантов и др. Во-вторых, социально обусловленный новый виток функционирования системы образования и в связи с этим новые требования к школе, к учителю, к педагогическому коллективу создают ситуацию, в которой центральной фигурой педагогической деятельности становится не только ребёнок, но и учитель, который должен гибко реагировать на все новые веяния в образовательной среде и уметь решать новые профессиональные задачи на современной научной основе.
Практика показывает, что сегодня - в век быстрых перемен и огромного потока информации – «один в поле не воин», для достижения ощутимых результатов педагогической деятельности важен совместный труд, сплоченные действия отдельных педагогов, объединенных общими целями и замыслами. Опытные и мудрые руководители школ стремятся к тому, чтобы постоянно поддерживать инновационность как основу сплочения педагогов, обеспечивающую у них высокую мотивацию профессиональной деятельности и стремление к собственному профессиональному росту. Сегодня можно утверждать, что в теории и практике стоит проблема не только специальной подготовки педагога к решению новых профессиональных задач, но и проблема формирования и развития современного педагогического коллектива.
В меняющихся социально-экономических условиях возрастает зна-чимость повышения квалификации педагогических кадров, становления личности самого педагога, проявления и развития его индивидуальности, профессионализма, что не может не оказывать влияния на конечный результат - воспитание и развитие ребёнка. Становится необходимостью педагогическое управление процессом развития педагогических коллективов учреждений образования, направленным на реализацию педагогами новой современной парадигмы образования.
Проблема развития педагогического коллектива нашла своё отражение в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, впоследствии в работах известных отечественных педагогов и психологов: И.П. Иванова, В.А. Караковского, Я.Л. Коломинского, Ю.А. Конаржевского, Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Р.С. Немова, Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, В.В. Шпалинского.
Ученые отмечают, что, с одной стороны, назрела практическая по-требность в непрерывном профессиональном развитии кадров общеобразовательной школы, обладающих способностью и готовностью решать новые учебно-воспитательные проблемы, а с другой - отсутствует система инновационного и профессионального развития педагогических кадров, позволяющая им работать в режиме творчества, креативности. В ряде специальных исследований (Т.И. Ермакова, Е.И. Сахарчук и др.) выделены педагогические условия развития педагогического коллектива учебного заведения: изменение исходных принципов развития профессиональной компетентности в пользу формирования потребностей непрерывного саморазвития; использование технологии развивающего управления, построенной на модели саморазвития человека и принципах системности, педаго-гического проектирования, обеспечивающих создание развивающей среды для педагогического коллектива в целом и каждого педагога в частности; изменение организационно-функциональной структуры управления образовательным учреждением.
Обращает на себя внимание выделение многими учеными таких фак-торов развития педагогического коллектива, как инновационные процессы, проектирование как способ реализации творчества педагога, высокий профессионализм или высокая профессиональная компетентность. Механизмы педагогического творчества, являющегося основой инновационной деятельности, раскрыты в трудах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной, В.Г. Рындак. Взаимосвязи между инновациями в образовательном учреждении и профессионально-педагогической квалификацией учителя, его профессионально-педагогической культурой раскрыты в работах К.Я.Вазиной, Т.Е. Конниковой, Е.В. Коротаевой, И.Ф. Исаева, и др.
Расширение и углубление представлений о специфике педагогического коллектива имеет место в современных исследованиях Е.В.Бондаревской, А.Г. Каспаржака, В.Лезинского, Н.В.Немова Г.К.Селевко, Л.Хурло, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др.
Проблемы профессиональной компетентности учителя освещены в трудах Л.С. Выготского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского,. Проблемам повышения профессиональной компетентности педагогов посвящены диссертационные исследования Ю.В. Варданян, Т.Н. Гущиной, Е.И. Елисеевой, Т.И. Ермаковой, Е.Е. Ефимовой, М.Н. Карапетовой, Л.М. Куриловой, Е.А. Сафроновой, Е.И. Сахарчук, Т.В. Яловец, а также современные исследования педагогов – практиков Е.В. Коротаевой, К.Я. Вазиной, В.А.Караковского и др.
Настоящий этап развития педагогической теории и практики характеризуется активными научными поисками, разработками интересных концепций, новых технологий, которые представляют собой методологическую и теоретическую базу для решения возникающих проблем. Как видно из сказанного выше, решение проблемы развития педагогического коллектива выполняется на основе компетентностного подхода, теории личностно-ориентированного образования, теории профессионализма и др. В то же время представляет научный интерес исследование данной проблемы на основе других научных взглядов, позволяющих дополнить сложившиеся в педагогике знания о коллективе, о факторах и условиях его развития. Поэтому, несмотря на научную ценность имеющихся исследований проблем развития педагогического коллектива, многие важные вопросы в современных условиях продолжают оставаться открытыми: как повысить эффективность развития педагогического коллектива общеобразова-тельной школы в современных условиях? Каковы современные научные основы этого процесса? Какие концепции, теории, подходы могут обеспечить эффективное развитие педагогического коллектива школы на современном этапе функционирования системы образования?
Анализ теоретических подходов к изучению развития педагогиче-ского коллектива, профессионально-педагогической компетентности и сопоставление их с реальной практикой педагогической деятельности, а также с потребностями социально-педагогической ситуации позволили выявить ряд противоречий:
- между повышением требований к системе образования в целом, в частности, к школам разных типов и недостаточностью рекомендаций по развитию образовательных учреждений, имеющих особенности в своем становлении и функционировании;
- между необходимостью развития педагогического коллектива образовательного учреждения и недостаточностью соответствующей теоретической и методической базы;
- между растущим потоком новых концепций, взглядов и подходов к со-вершенствованию педагогического процесса и необходимостью выбора приемлемых (оптимальных) для конкретного педагогического коллектива;
- противоречие, обусловленное недостаточностью научных представлений о таком феномене, как современный педагогический коллектив, и необходимостью его развития.
Эти и другие противоречия ставят перед наукой и практикой вопросы: что представляет собой современный педагогический коллектив? Какова его сущность, функции, уровни развития? Что может в современных условиях оказать воздействие на его развитие? Что необходимо предпринять для организации и стимулирования совершенствования всего педагогического коллектива и отдельных педагогов?
Поставленные вопросы позволили сформулировать проблему нашего исследования: каковы организационно - педагогические условия развития педагогического коллектива общеобразовательной школы?
Объектом нашего исследования является педагогический коллек-тив общеобразовательной школы и его функционирование.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Цель – выявить и обосновать организационно-педагогические условия развития педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Основная идея в решении исследуемой проблемы состоит в сле-дующем. Рассматривая педагогический коллектив как высшую стадию развития группы, которая имеет - во-первых, общую общественно-значимую цель совместной деятельности, одновременно личностно-значимую для каждого; во-вторых, особую структуру отношений между членами группы, опосредованных содержанием совместной деятельности, её ценностями, принципами, целями, задачами – мы полагаем, что развитие индивидуальности педагога, его психических сфер – это необходимое и достаточное условие развития педагогического коллектива по достижению главной Цели школы – развитию индивидуальности ребёнка. Развитие педагогического коллектива можно обеспечить, если будет происходить развитие способностей, качеств психики и личности каждого педагога, по-зволяющие ему реализовывать существенные характеристики коллектива. При этом если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива.
Гипотеза: развитие педагогического коллектива общеобразовательной школы будет происходить достаточно успешно, если:
 будет обеспечено развитие индивидуальности каждого педагога;
 одной из целей педагогической деятельности коллектива будет формирование и развитие индивидуальности каждого школьника;
 будет обеспечено развитие мотивации достижения и профессиональной деятельности у каждого педагога в области развития индивидуальности школьников;
 будет обеспечено проявление каждым педагогом признаков совре-менного педагогического коллектива (сплоченность на основе единства цели, единства структурирования разных аспектов профессиональной деятельности – преподавание, научно-методическая и исследовательская, взаимодействия членов педагогического коллектива и др.);
 будут обеспечены общественно и личностно значимые достижения в профессиональной деятельности каждого педагога;
 развитие педагогического коллектива будет организовано на основе модели, учитывающей реализацию идей педагогики индивидуальности в единстве с другими современными научными концепциями и теориями.
Так как в этом случае можно будет повысить уровень развития индивидуальности и профессиональной компетентности педагогов и соответственно повысить уровень развития педагогического коллектива.

Задачи исследования:
1. Уточнить сущность современного педагогического коллектива об-щеобразовательной школы.
2. Выявить факторы развития педагогического коллектива в условиях современного образовательного процесса.
3. Разработать модель развития педагогического коллектива общеобразовательной школы на основе идей педагогики индивидуальности.
4. Экспериментально проверить модель развития педагогического коллектива.
Методологическая база исследования: системный, деятельност-ный, личностный и целостный подходы к исследованию педагогических явлений; положения философии и психологии о развитии личности (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Ру-бинштейн, Э.Н. Гусинский и др.).
Теоретическая база исследования:
Теоретическая база исследования:
- положения философии и психологии о развитии личности (Б.Г.Ананьев, Б.М. Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лутошкин, Маслоу В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.)
- педагогические теории развития коллектива (В.А. Караковский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Е.А. Ям-бург и др.);
- социологические и психологические теории малых групп ( А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов, Д. Картрайт, Г. Келли, Я.Л.Коломинский, К. Левин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Я. Морено, Э. Мэйо, А.В. Петровский, К.К.Платонов. Б.Д.Парыгин, Л.И.Уманский, Л. Фестин-гер, и др.);
- научные положения о деятельностном подходе к процессу профессио-нальной подготовки и повышению квалификации учителей ( В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, М.И. Рожков, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров);
- педагогика индивидуальности ( О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, М.И. Рожков);
- концепция профессиональной компетентности учителя (Е.Е. Ефимова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Курилова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.А. Сафронова, Е.И. Сахарчук, Л.Хурло, и др.);
- теория педагогической инноватики (К. Ангеловски, И.Ф. Исаев, М.В. Кларин, Г.В. Мухаметзянова, В.А. Сластенин, В.З. Юсупов,);
- теория управления учебным заведением (Ю.А. Конаржевский, В.А. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И.Третьяков, Р.Х Шакуров, Т.И. Шамова и др.).
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта), эмпирические (опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, сопоставительный анализ полученных эмпирических данных, метод изучения документов, самооценки педагогов), математических методов обработки статистических данных.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №7 г. Калининграда и МОУ Ладушкинская средняя общеобразовательная школа.
Этапы проведения исследования.
На первом этапе (2002-2004гг.) изучалась научно-методическая литература по вопросам педагогического коллектива, современное состояние проблемы его развития в теории и практике образования, определялись теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению; разрабатывалась концепция исследования.
На втором этапе (2003-2005гг.) разрабатывалась и осуществлялась программа опытно-экспериментальной деятельности, проводилось исследование по выявлению теоретических, методических и методологических затруднений педагогов школы, определению организационных условий развития педагогического коллектива, разработка и апробация модели организации эффективной деятельности педагогов, способствующей развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов школы, развитию педагогического коллектива.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) уточнялись научно-методические положения, вносились коррективы в исследование, обобщались эмпирические данные о проверке условий эффективного осуществления деятельности педагогов, способствующих развитию педагогического коллектива школы.
На четвертом этапе (2006-2007гг.) проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, анализировались, обобщались результаты исследования, выявлялись тенденции развития педагогического коллектива в процессе развития профессионально-педагогической компетентности педагога, его индивидуальности; производилось литературное оформление дис-сертации.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность современного педагогического коллектива за счет рассмотрения его как совокупности членов, обладающих определенным уровнем развития индивидуальности, что составляет совокупную психологическую характеристику потенциала педагогического коллектива;
- определены внутренние и внешние факторы развития педагогического коллектива (уровень развития индивидуальности каждого педагога, по-требность в развитии своей индивидуальности и индивидуальности школьников, обусловленность саморазвития индивидуальности педагога взаимодействием с коллегами, включением в совместную педагогическую деятельность на основе проектной методики, мотива-цией достижений);
- впервые создана модель развития педагогического коллектива на основе идей педагогики индивидуальности, которая отражает и конкретизирует сущностную характеристику развития педагогического коллектива на каждом этапе его деятельности;
- разработаны критерии и показатели, определяющие развитие педагогического коллектива общеобразовательной школы с учетом идей педагогики индивидуальности (изменения в развитии сфер индивидуальности педагогов и школьников; профессионально- педагогическая компетентность педагогов школы, способствующая проявлению его индивидуальности).
Теоретическая значимость исследования. Дано описание сущно-стной характеристики современного педагогического коллектива в свете концепции педагогики индивидуальности; представлены организационно-педагогические условия развития педагогического коллектива с учетом идей педагогики индивидуальности. Охарактеризованы критерии и показатели, определяющие развитие педагогического коллектива общеобразовательной школы с учетом идей педагогики индивидуальности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что подготовленные в процессе исследования методические рекомендации, модель, концепция и программа развития педагогического коллектива могут быть использованы в практике средних общеобразовательных школ для эффективной организации деятельности педагогического коллектива и развития индивидуальности каждого педагога, а также его профессионально-педагогической компетентности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены многосторонним анализом проблемы при выделении исходных теоретических и методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования; анализом опыта работы организации деятельности педагогов, направленной на развитие педагогического коллектива - повышение профессионально-педагогической компетент-ности преподавателей школы; обобщением результатов эксперимента, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных; валидностью используемых методик; опорой на повседневную педагогическую практику автора исследования как директора общеобразовательной школы, положительными результатами ис-следования.
Личный вклад диссертанта состоит в анализе состояния проблемы и получении значимых характеристик современного педагогического коллектива, в самостоятельной разработке программы опытно-экспериментальной работы и организации ее реализации, интерпретации полученных данных, на основе которой предложены конкретные рекомендации практике.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность современного педагогического коллектива общеобразовательной школы характеризуется не только известными свойствами, но и совокупной индивидуальностью каждого педагога, которая выступает потенциалом развития и отдельного педагога, и всего коллектива; его структура характеризуется общностью и иерархизированностью профессиональных ценностей членов педагогического коллектива, ввзаимосвязями уровня развития собственной индивидуальности педагога и индивидуальности школьников, а также общей направленностью на развитие про-фессионально-педагогической компетентности каждого педагога школы.
2. В педагогическом коллективе происходит реализация свойств и качеств психики педагога, отражающих особенности развития его индивидуальности. Индивидуальность педагога рассматривается как его психический мир, функционирующий в условиях совместной профессиональной деятельности и профессиональной интеракции, в силу чего индивидуальность характеризуется дополнительными признаками в каждой сфере психики, удовлетворяющими как развитию субъекта (индивида), так и коллектива (коллективного субъекта).
3. Факторы развития коллектива носят диалектический характер: выступая причиной изменений коллектива, они сами могут изменяться под воздействием коллектива. Опираясь на эту особенность, мы можем сказать, что индивидуальность педагога выступает существенным фактором развития педагогического коллектива - развитие индивидуальности (особенно тех свойств и качеств, которые отражают сущностные характеристики коллектива) способствует развитию совокупного потенциала коллектива. С другой стороны, в деятельности педагогического коллектива происходит совершенствование психической деятельности педагога, следовательно, она оказывает воздействие на развитие его индивидуальности.
4. Модель развития педагогического коллектива включает организационно-педагогические условия (саморазвитие индивидуальности педагога как члена коллектива; разработка соответствующей концепции и программы школы; создание необходимой для этого научно-методической базы в школе) и три условно выделенных этапа развития педагогического коллектива (самопознание педагогом собственной индивидуальности; работа по педагогической диагностике, формированию и развитию индиви-дуальности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания; обучение детей способам самопознания и саморазвития индивидуальности). На каждом этапе предусмотрен комплекс названных организационно-педагогических условий индивидуальной и совместной деятельности, способствующих развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были отражены автором в публикациях, докладах на педагогических советах МОУСОШ №7, областных и городских семинарах – областной семинар «Рождественские чтения - Опыт развития духовно-нравственного воспитания» (2005), «Волонтёрское движение за здоровый образ жизни»(2006), Областной семинар зам. директоров по ВР (2006), городском семинаре «Опыт интеграции урочной и внеурочной деятельности в реализации компетентностного подхода в современных условиях модернизации Российского образования» (2006г), выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии РГУ им.Канта, на научно-практических конференциях РГУ им.Канта - Современные образовательные программы: региональный опыт реализации и интеграции - 2001г, Первая научно-практическая конференция по экспериментально – исследовательской работе -2002г, Гуманистическая парадигма образовательного процесса в условиях фомирования гражданского общества -2003г, Международная .научно практическая конференция «Преподаватель в условиях модернизации образования в странах балтийского региона» - 2004г; на научно практической конференции в институте КВШУ «Проблемы управления социально-экономическими процессами региона»- 2005 г.; Первой научно-практической конференции по экспериментально – исследовательской работе при КОИПК и ПРО - 2002г; на педагогических чтениях в КОИПК и ПРО «Развитие педагогики индивидуальности в деятельности образовательного учреждений Калининградской а также через практическую деятельность автора в качестве директора общеобразовательной школы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, раскрывается научный аппарат и характеризуются основные этапы исследования.
В первой главе «Современный педагогический коллектив общеобразовательной школы как объект исследования» представлена сущность педагогического коллектива и определены факторы его развития на основе педагогики индивидуальности.
Во второй главе «Организационно-педагогические условия развития педагогического коллектива общеобразовательной школы» в ходе анализа научной литературы выявлены особеноости различных подходов в изучении педагогического коллектива и деятельности педагога в современных условиях, на основе идей педагогики индивидуальности и компетентностного подхода построена модель развития педагогического коллектива, определены организоционно-педагогические условия, этапы его развития.
В третьей главе «Экспериментальное исследование развития педаго-гического коллектива общеобразовательной школы» представлена экспериментальная проверка разработанных организационно-педагогических условий развития педагогического коллектива.
В заключении представлены обобщенные результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Проблема развития педагогического коллектива общеобразовательной школы представляется сегодня актуальной в связи с тем, что в отечественной системе образования происходят постоянные изменения: повышаются требования к организации педагогического процесса, к уровню подготовленности выпускника школы, к взаимодействию школы и социальных институтов и, наконец, к самому педагогу и педагогическому коллективу. Эта проблема достаточно плодотворно исследуется в психологии и педагогике. Накоплен теоретический потенциал по различным аспектам и сложился богатый опыт по становлению и развитию педагогического коллектива.
В социальной психологии учеными установлены структурные и функциональные особенности групп и коллективов, выявлены характеристики коллектива как особой группы людей, определены этапы и уровни развития группы и коллектива. Особое значение имеют данные о том, что, во-первых, коллектив как высоко развитая группа проявляет не только социальные (объективно обусловленные свойства и качества), но и индивидуальные, субъективные признаки деятельности отдельных членов коллектива. Во-вторых, важно, что основной механизм функционирования коллектива заложен во взаимодействии его членов, в межличностных отношениях, оказывающих влияние на все процессы, протекающие в коллективе. Все это составляет теоретический фундамент педагогических исследований в области развития педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Современный педагогический коллектив характеризуется как уже известными, сложившимися в теории педагогического менеджмента параметрами (признаками, структурой, функциями, качествами), так и новыми, дополнительными знаниями, отражающими современные особенности профессиональной деятельности коллектива и личностные и индивидуальные особенности педагога.
В нашем исследовании осуществлен подход к уточнению сущности педагогического коллектива, опирающийся на теорию профессиональной компетентности и на концепцию педагогики индивидуальности как наиболее перспективные научные направления. В соответствии с названным подходом установлено следующее.
В педагогическом коллективе происходит реализация свойств и качеств психики педагога, отражающих особенности развития его индивидуальности. Индивидуальность педагога рассматривается как его психический мир, функционирующий в условиях совместной профессиональной деятельности и профессиональной интеракции, в силу чего индивидуальность характеризуется дополнительными признаками, удовлетворяющими как развитию субъекта (индивида), так и коллектива (коллективного субъекта). К таким признакам были отнесены следующие:
в мотивационной сфере – стремление к взаимодействию в инновационной деятельности, в освоении новых педагогических технологий, в поиске новой информации профессионального характера;
в экзистенциальной сфере – способность понимать свое место в коллективе, свой потенциал как составляющую коллективного потенциала, способность оценивать свои возможности и достижения в совместной педагогической деятельности, осознание причастности к совместной педагогической деятельности как профессиональной ценности;
в сфере саморегуляции - способность рефлексировать в совместной про-фессионально-педагогической деятельности, контролировать свои взаимоотношения с коллегами, корректировать собственные действия в работе, управлять собственными чувствами и состояниями в процессе межличностного общения;
в эмоциональной сфере – толерантность, чувство ответственности за соб-ственное участие в общем деле, сопереживание в ситуациях профессио-нальных успехов своих коллег;
в предметно-практической сфере – организаторские способности (спло-тить коллег вокруг нового замысла, заинтересовать чем-либо новым, спланировать совместную деятельность, распределить обязанности и пр.), коммуникативные способности (донести мысль до своих коллег, в беседе выяснить отношение своих коллег к чему-либо, организовать обмен мнениями и др.), исполнительские умения;
в волевой сфере – целеустремленность и настойчивость в выполнении своей части коллективного дела, способность преодолевать собственные затруднения и помогать преодолевать затруднения своим коллегам в совместной деятельности, дисциплинированность;
в интеллектуальной сфере – способности самопознания и познания осо-бенностей своих коллег как профессионалов, способности анализировать ситуации совместной профессиональной деятельности и делать выводы, саногенное мышление (направленность мышления на собственные ошибки в действиях, на поиск верных решений в коллективном труде).
Развитие современного педагогического коллектива связано с разрешением следующих основных противоречий: 1) между необходимостью соответствовать возросшим требованиям к школе и недостаточным уровнем его функционирования; 2) противоречие, обусловленное недостаточной управленческой компетентностью руководителя школы, в частности, отсутствием опоры на современные научные подходы к организации коллективной профессиональной деятельности; 3) противоречие, обусловленное недостаточным развитием качеств индивидуальности педагога как члена коллектива, отвечающих за сплоченность, организованность и ценностно-ориентированную зрелость; 4) противоречие, обусловленное не-достаточным развитием профессиональной компетентности педагога.
В исследовании установлено, что факторов развития педагогического коллектива сегодня достаточно много: экономические, социально-психологические, управленческие, педагогические. Их многообразие ведет к серьезным затруднениям в организации совместной профессиональной деятельности педагогов (чрезвычайно сложно провести диагностику особенностей индивидуальной деятельности педагогов в условиях их совместного труда, особенностей развития их индивидуальности как психологической характеристики, учесть полученные результаты в организации коллективной деятельности и пр.).
Важно подчеркнуть, что ученые, говоря о факторах развития коллектива, указывают на диалектический характер многих из них: выступая причиной изменений коллектива, они сами могут изменяться под воздействием коллектива. Опираясь на эту особенность, мы можем сказать, что индивидуальность педагога выступает существенным фактором развития педагогического коллектива - развитие индивидуальности (особенно тех свойств и качеств, которые отражают сущностные характеристики коллектива) способствует развитию совокупного потенциала коллектива. С другой стороны, в деятельности педагогического коллектива происходит совершенствование психической деятельности педагога, следовательно, она оказывает воздействие на развитие его индивидуальности.
В связи с этим нами была высказана гипотеза о том, что для эффек-тивного развития коллектива следует начать с развития индивидуальности каждого педагога, с развития таких свойств и качеств, которые могут быть реализованы в совместном труде и общении. Это возможно только в соответствующих условиях – в коллективной деятельности. Однако целевая направленность такой деятельности заключается в развитии психических свойств членов коллектива, и только затем в выполнении поставленной профессиональной задачи.
Анализ научной литературы показал, что проблема развития педагогического коллектива лишь косвенно проходит в качестве одного из аспектов большинства исследований по проблемам развития компетентности, мотивации, обеспечения готовности педагогов к различным видам профессиональной деятельности. Это доказывает актуальность исследуемой нами проблемы. В то же время прослеживается тенденция: во многих научных работах указывается на влияние компетентности, мотивации и пр. на развитие не только качества образования, но и самого педагога. Следовательно, есть основания полагать, что развитие профессионально важных характеристик педагога как члена коллектива может способствовать развитию педагогического коллектива в соответствующих условиях.
В изученных научных трудах к таким условиям мы отнесли:
1) создание инновационной среды в школе (включение педагогов в инно-вационный процесс); 2) использование проектной методики в педагогической деятельности; 3) организацию совместной деятельности педагогов по решению профессиональных задач; 4) повышение педагогической квалификации (профессиональной компетентности); 5) опору на принципы андрагогики, на акмеологию, ситуационный и дру-гие научные подходы.
Изучение диссертационных исследований позволило выявить раз-личные модели (развития инновационной деятельности, профессиональ-ной компетентности и др.), которые включают и идеи развития педагога и педагогического коллектива. Мы пришли к выводу, что предлагаемые модели отражают современные тенденции системы образования и, прежде всего, такие, которые связаны с психологической основой профессиональной деятельности педагога – именно эта сторона сегодня особенно актуальна и перспективна.
В основу построения нашей модели развития педагогического коллектива общеобразовательной школы была положена идея о том, что развитие педагогического коллектива можно обеспечить, если будет происходить развитие способностей, качеств психики и личности каждого педагога, позволяющие ему реализовывать существенные характеристики современного коллектива. При этом необходимо обеспечить развитие индивидуальности и профессиональной компетентности педагогов в единстве.
С точки зрения целостного и личностно-деятельностного подходов развитие педагогического коллектива можно представить как динамичный процесс преобразований в личности и психике педагогов, выражающихся в появлении свойств и качеств, которые в единстве отражают сущность коллектива. Это есть вполне управляемый процесс, в котором с помощью взаимосвязанных психолого-педагогических средств происходит воздействие на психические состояния педагогов в социальных и профессиональных ситуациях.
Нами выделены три условных этапа развития педагогического коллектива. На каждом этапе предусмотрен комплекс организационно-педагогических условий индивидуальной деятельности, способствующих развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов школы.
На первом этапе главная цель определяется как самопознание педагогом собственной индивидуальности. На втором этапе целью является работа по педагогической диагностике, формированию и развитию индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания. Третий этап – это обучение детей способам самопознания и саморазвития индивидуальности.
Таблица 1
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Первый этап - самопознание педагогом собственной индивидуальности
Актуальные (типичные) за-труднения и противоречия Задачи по разреше-нию возникших про-блем Мероприятия
(деятельность педаго-гов и коллектива) Предполагаемые результаты
Обособленность работы педаго-гов.
Формальное принятие общей цели.
Отсутствие свя-зи между учеб-ной и воспита-тельной рабо-той.
Авторитарность в действиях пе-дагогов 1. Создание условий по усвоению общей цели
2.Усиление роли пси-холого-педагогической службы.
4.Поиск новых форм повышения квалифи-кации.
5. Вовлечение в управ-ление большего коли-чества педагогов (деле-гирование ответствен-ности за определённые объекты управления).
6.Расширение взаимо-действия школы с раз-личными структурами общества. Самоанализ деятель-ности по развитию соб-ственной индивидуаль-ности, развитию педа-гогических компетент-ностей.
Анализ деятельности педагогического кол-лектива (целеустрем-лённость, сплочён-ность, организован-ность).
Организация психоло-го-педагогических се-минаров, обучающих педсоветов и т.д.
Вовлечение педагогов в управление. 1.Создание концепции школы на основе принципов педагогики индивидуальности.
2.Усиление роли психологиче-ской, валеологической служб, способствующих развитию пси-хических сфер педагога.
3.Организация методической ра-боты на основании самоанализа деятельности.
4.Наличие творческих групп, соз-дание новых.
5. Проявление творческой ини-циативы.
6.Расширение взаимодействия школы с различными организа-циями.
7. Внедрение различных форм самоуправления.
Второй этап - педагогическая диагностика, формирование и развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания
Актуальные (ти-пичные) затрудне-ния и противоре-чия Задачи по разре-шению возникших проблем Мероприятия
(деятельность педа-гогов и коллектива) Предполагаемые результаты
Личностно ориенти-рованная модель обучения, хотя и становится обще-признанной, но не является для всех педагогов лично-стно необходимой.
Это проявляется, не смотря на вырос-шую активность всех участников УВП, преобладании у некоторых педаго-гов традиционных методов обучения, нежелании переучи-ваться. 1. Создание условий для обмена опытом.
2. Поощрение творческих начина-ний как коллектив-ных, так и индиви-дуальных.
3.Поиск новых форм обучения и содержания.
4.Создание условий для инновационной деятельности.
5. Расширение взаимодействия школы с различны-ми государствен-ными и обществен-ными структурами.
6. Создание новых критериев качества обучения. 1. Расширение форм повышения квалифи-кации: семинары по обмену опытом, уча-стие в научно-практических конфе-ренциях, конкурсах, курсы ит.д.
2. Создание Положе-ния о поощрениях, в котором поощряется работа, дающая высо-кие результаты, инно-вационная деятель-ность.
3. Заключение дого-воров сотрудничества с новыми партнёрами.
4. Создание новых форм самоуправле-ния. Создание новой системы методи-ческой службы, включающей различные творческие группы по решению как временных, так и долгосрочных задач.
2. Вовлечение в проектную дея-тельность большинство педаго-гов.
3.Внедрение в процесс обучения современных информационных технологий.
4.Создание нового опыта компе-тентностного обучения.
5. Внедрение системы монито-ринга, основанной на системном анализе.
6.Активная деятельность органов самоуправления, которая прояв-ляется в ответственности за пред-ложения. За их реализацию
Третий этап – обучение детей способам самопознания и саморазвития индивидуальности
Актуальные (типичные) затруднения и противо-речия Задачи по разре-шению возникших проблем Мероприятия
(деятельность педаго-гов и коллектива) Предполагаемые резуль-таты
Возросшая степень само-сознания предъявляет требования к кардиналь-но новой системе управ-ления, внедрению сетево-го управления, повсеме-стного использования информационных техно-логий.
Демократизация отноше-ний требует усиления гласности.
Предъявляются новые требования к оцениванию качества образования. Результаты обучения становятся социально значимыми, а потому в их оценке требуются новые подходы Создание условий для саморазвития:
-поощрение творче-ских инициатив,
-поиск ресурсов для реализации инициа-тив,
-усиление гласно-сти,
-реализация прин-ципов открытости и доступности ин-формации. Проведение семинаров по обмену опытом для учителей города, облас-ти.
Внедрение дистанцион-ной формы повышения квалификации педаго-гов.
Экспериментальная дея-тельность по изменению содержания обучения, в том числе реализация профильного.
Создание новых совре-менных форм само-управления.
Участие в конкурсах разного уровня.
Выход на статус опор-ной школы. Повышение результатов УВП.
Создание нового опыта как конкретных объектов интеллектуальной собст-венности.
Изменение содержания.
Вовлечение в управление широких слоёв педагогов, учащихся, родителей.
Повышение рейтинга школы, статуса.
Создание новой системы отслеживания результатов, их поощрения

Опираясь на сложившиеся научные подходы к профессиональному росту педагогов, мы выделили в качестве основных следующие организационно-педагогические условия развития современного педагогического коллектива:
1) саморазвитие индивидуальности педагога как члена коллектива;
2) разработка соответствующей концепции и программы школы;
3) создание необходимой для этого научно-методической базы в школе.
В соответствии с педагогикой индивидуальности одним из основных организационно-педагогических условий развития современного педагогического коллектива должно выступать саморазвитие индивидуальности педагога как члена коллектива. Главный психологический смысл личностного роста - обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов. Принципиально важным условием (кроме названных) является научно-методическое обеспечение про-фессиональной деятельности педагогов, способствующее развитию их как членов коллектива.
Экспериментальная проверка разработанных нами организационно-педагогических условий развития педагогического коллектива осуществлялась в течение семи лет, носила вариативный характер, отличалась этапностью и использованием достаточно большого количества различных диагностических и формирующих средств.
Сложность исследуемого педагогического явления потребовала разработки комплекса показателей по трем зависимым переменным: уровням развития индивидуальности педагога, его профессиональной компетентности и уровням развития педагогического коллектива.
В нашей модели мы показываем, что развитие педагогического коллектива по заданным характеристикам зависит от развития психических сфер педагога. На каждом этапе приоритетными являются определённые сферы, что соответствует развитию определённых компетентностей. Соответственно определяются и задачи. Мы показываем, как от поэтапного развития определённых психических сфер педагога зависит уровень развития педагогического коллектива. Переход в новое качество зависит, прежде всего, от того, как создаются условия для развития таких психических сфер, как экзистенциальная и саморегуляции, что непосредственно связано с самактуализацией педагога. С точки зрения компетентностного подхода – это развитие личностной и индивидуальной компетентностей. В таблице 1 показаны: а) зависимость уровня развития педагогического коллектива по таким характеристикам, как ценностно-ориентированная зрелость, сплочен-ность, организованность от развития психических сфер; б) приоритет той или иной сферы на каждом уровне, в) взаимосвязь развития психических сфер с развитием профессиональных компетентностей.
Таблица 2

Связи показателей развития педагогического коллектива
со сферами индивидуальности и видами компетентности

Показатели развития педа-гогического коллектива Уровень развития Иерархия пси-хических сфер Иерархия
компетент
ностей
1.Ценностно-ориентированная зрелость - отражает степень готовности его членов прикладывать усилия для дости¬жения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельно-сти, в ее развитии и саморазвитии коллекти¬ва 1.1.Ориентированность на достижения В,ПП,И,Э,М, ЭК,С Специальная,
социальная,
личностная,
индивидуальная
1.2.Ориентированность на развитие ЭК,С,М,Э,В, ПП,И Социальная,
специальная,
личностная,
индивидуальная
1.3.Ориентированность на саморазвитие ЭК,С,М,В,И, ПП,Э Индивидуальная,
социальная,
личностная,
специальная
2.Организованность -
-способность формировать рацио-нальную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменя¬ющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление 2.1.Ответственность В,ПП,И,Э,М, ЭК,С Специальная
Социальная
Личностная
индивидуальная
2.2.Сработанность ЭК,С,М,Э,В, ПП,И Социальная
Личностная
Специальная
индивидуальная
2.3.Включённость в управление ЭК,С,М,В,И, ПП,Э Личностная
Социальная
Специальная
индивидуальная
3.Сплоченность-

способность противостоять внут-ренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффектив-ность совместной де¬ятельности, способность сохранять эту струк-туру.

3.1.Единство ориента-ций ЭК,С,ЭМ,И,В,М,ПП Специальная
Социальная
Личностная
Индивидуальная
3.2.Совместимость С,ЭК,И,М,ПП,ЭМ,В Личностная
Социальная
Индивидуальная
Специальная
3.3.Потенциальная ста-бильность ЭК,С,М,И,В,ЭМ,ПП Социальная
Личностная
Индивидуальная
Специальная

В исследовании научно обоснованно представлены критерии оценки названных параметров. Они отличаются новизной за счет интеграции разработанных в педагогике подходов к решению данной проблемы и концепции индивидуальности человека. В результате получены характеристики названных выше уровней, которые и были использованы в эксперименте.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в основном на базе МОУ СОШ №7 г. Калининграда (с 2002 г. по 2008 г). Разработанная модель развития педагогического коллектива с учётом специфики учреждения прошла апробацию в МОУ СОШ №10 г. Калининграда. В ходе эксперимента проведён сравнительный анализ развития педагогических коллективов МОУ СОШ №7 и МОУ Ладушкинской средней общеобразовательной школы Калининградской области.
Экспериментальное исследование, направленное на проверку эффективности организационно-педагогических условий развития педагогического коллектива общеобразовательной школы, носило пролонгированный характер, что обусловлено этапами процесса развития коллектива, предусмотренными в разработанной модели, а также такими факторами, как неравномерность развития индивидуальности педагогов, различным опытом педагогической деятельности и разным уровнем профессиональной компетентности педагогов. Особенностью этого этапа исследования было то, что создавались специальные ситуации, в которых педагоги осознавали противоречия между собственными представлениями о своей компетентности и готовности к развитию индивидуальности школьников и требованиями к этому направлению педагогической деятельности. Главное, в чем и состоял замысел эксперимента, - это осознание педагогами необходимости в саморазвитии собственной индивидуальности, уровня своей компетентности в области индивидуальности и ее формирования у школьников, в совместной деятельности со своими коллегами в этих направлениях. Текущие ре-зультаты опытно-экспериментальной работы свидетельствовали о положительных изменениях в характеристиках педагогического коллектива (см. рис.1.).


Рис. 1. Обобщённый анализ полученных результатов.

Мы убедились в том, что реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности коллектива школы способствовала развитию этого коллектива, что выразилось в положительной динамике показателей - ценностно-организационной зрелости (1.1–1.3), сплоченности (2.1-2.3) и организованности (3.1-3.3), которые, в свою очередь, обусловлены положительной динамикой показателей индивидуальности педагогов (профессионально значимых качеств по сферам психики, отвечающим за проявление показателей коллектива).
Сравнительный анализ характеристик коллективов, уровней развития психических и личностных сфер у педагогов МОУ СОШ № 7 г. Калининграда (экспериментальная группа) и педагогов МОУ СОШ г. Ладушкина (контрольная группа) показал, что уровень развития коллектива МОУ СОШ № 7 значительно отличается от школы г. Ладушкина по таким характеристикам: ориентированность на саморазвитие учителей; организованность педагогов, сработанность; единство ориентаций.
Представленный нами опыт развития профессиональной компетентности педагогов общеобразовательной школы и экспериментальные данные подтверждают выдвинутую гипотезу: профессиональное развитие как педагогов, так и педагогического коллектива неотделимо от личностного развития - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к возможности высшей формы жизнедеятельности - творческой самореализации. Мы убедились в том, что создание организационно-педагогических условий для разви-тия индивидуальности каждого педагога в единстве с развитием профессиональной компетентности способствует развитию педагогического коллектива как коллективного субъекта.
В заключении представлены обобщенные результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу.
1. Настоящее исследование позволило расширить научное понима-ние педагогического коллектива. Сущность современного педагогического коллектива общеобразовательной школы характеризуется не только известными свойствами, но и совокупной индивидуальностью каждого педагога, которая выступает потенциалом развития и отдельного педагога, и всего коллектива; его структура характеризуется общностью и иерархизированностью профессиональных ценностей членов педагогического коллектива, ввзаимосвязями уровня развития собственной индивидуальности педагога и индивидуальности школьников, а также общей направленно-стью на развитие профессионально-педагогической компетентности каж-дого педагога школы.
2. В меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость управления процессом развития педагогических коллективов учреждений образования, обращение в связи с этим к новым современным парадигмам, концепциям образования. Опора на концепцию педагогики индивидуальности в единстве с компетентностным подходом обеспечивает достаточно эффективное решение проблемы развития педагогического коллектива общеобразовательной школы, что нашло выражение в модели.
3. Модель развития педагогического коллектива включает организационно-педагогические условия (саморазвитие индивидуальности педагога как члена коллектива; разработка соответствующей концепции и программы школы; создание необходимой для этого научно-методической базы в школе) и три условно выделенных этапа развития педагогического коллектива (самопознание педагогом собственной индивидуальности; работа по педагогической диагностике, формированию и развитию индиви-дуальности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания; обучение детей способам самопознания и саморазвития индивидуальности). На каждом этапе предусмотрен комплекс названных организационно-педагогических условий индивидуальной и совместной деятельности, способствующих развитию профессионально-педагогической компетентности педагогов школы.
4. Эффективное развитие коллектива определено развитием индивидуальности каждого педагога, развитием таких свойств и качеств, которые могут быть реализованы в совместном труде и общении. Это возможно только в соответствующих условиях – в коллективной деятельности. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности коллектива экспериментальной школы способствовала развитию этого коллектива, что выразилось в положительной динамике показателей - ценностно-организационной зрелости, сплоченности и организованности, которые, в свою очередь, обусловлены положительной динамикой показателей индивидуальности педагогов (профессионально значимых качеств по сферам психики, отве-чающим за проявление показателей коллектива).
Исследование проблемы развития педагогического коллектива с опо-рой на концепцию педагогики индивидуальности и компетентностный подход не может претендовать на завершенность, так как существуют и другие концепции и подходы, которые могут привести к другим моделям развития, организационно-педагогическим условиям, средствам, этапам и пр., что и составляет перспективы дальнейших научных поисков в этой сфере.
Основные результаты данного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Вольвач, Л.Н. Функции учителя в управлении обучением / Л.Н. Вольвач // Современные образовательные программы: региональ-ный опыт реализации и интеграции: Материалы конференции / Отв.ред. А.П. Клемешев. – Калининград: Издательство КГУ, 2001. – С. 21-24.

2. Вольвач, Л.Н. Духовность – основа выживания, от единства цели – многообразие/ Л.Н. Вольвач // Эксперимент: поиск, развитие, творчество. Сборник материалов Первой научно-практической конференции по экспериментально – исследовательской работе. Калининград, 2002 г./ Отв.ред. Н.П. Суслова. - КОИПК и ПРО: издательство «Кладезь», Калининград, 2002.- С. 137-140.

3. Вольвач, Л.Н. Модернизация» педагогического сознания (о повышении профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования) / Л.Н. Вольвач // Образование для гражданского общества: качество и эффективность: Материалы конференции. Ч.1: Гуманистическая парадигма образовательного процесса в условиях фомироввания гражданского общества/ Отв.ред. А.П. Клемешев. – Калининград: издательство КГУ, 2003. – С.36-38.

4. Вольвач, Л.Н. Учитель в системе непрерывного педагогического образования: развитие педагогического коллектива как формирующий фактор развития педагога / Л.Н. Вольвач // Преподаватель в условиях модернизации образования в странахбалтийского региона: Материалы междунар.науч.-практ. конф.\Отв.ред. А.П. Клемешев. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004. – С.80-82.

5. Вольвач, Л.Н. Повышение квалификации педагога на основе компетентностного подхода/ Л.Н. Вольвач // Проблемы управления социально-экономическими процессами региона: Материалы науч.-практич. конференции 26 мая 2005 года, Калининград/ Редкол.: О.П.Пономарёв (отв.ред.) и др.; Институт «КВШУ». –Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005. - С.158-166.

6. Вольвач, Л.Н.Научно-исследовательская деятельность в МОУСОШ №7 в рамках проекта «Школа-общество»/ Л.Н. Вольвач // Духовно-нравственное просвещение: поиск и творчество/ Отв.ред. С.Ю. Афанасьева – ГОУ «Дом учителя», 2006. - С.4-7.

7. Вольвач, Л.Н. Развитие индивидуальности педагога как члена педагогического коллектива/Л.Н. Вольвач // Развитие педагогики индивидуальности в деятельности образовательного учреждений Калининградской области: доклады и выступления на педагогических чтениях 23 января 2007г/ Науч. Ред. Т.Б.Гребенюк – КОИПК и ПРО, 2007. - С.13-16.

8. Л.Вольвач, Л.Н. Проблемы формирования и развития профессио-нальной компетентности педагога в процессе непрерывного профессионального развития/ Л.Н. Вольвач// Интеграция высшей и средней школы: создание единой образовательной среды: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф./Отв. ред. А.П. Клемешев. – Изд-во РГУ им. И Канта, 2007. – С.104-106.

9. Вольвач, Л.Н. Развитие педагогического коллектива – новые подходы в современных условиях (опыт реализации проектного метода в управлении)/ Л.Н. Вольвач// Развитие системы непрерывного образования: Материалы обл. науч.-метод. Конф. 11-12 декабря 2007 года, Калининград/ Институт «Калининградская высшая школа управления»; ред. В.М. Манукян. – Калининград: «КВШУ», 2007. – С.8 10.

10.
10 . Вольвач, Л.Н. О роли педагогического совета в концепции школы / Л.Н. Вольвач// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Специальный выпуск/ Отв. ред. А.В. Салихов и др. - Балтийский институт экономики и финансов, Калининград, 2008.- С4-9 .

11. Вольвач, Л.Н. Развитие индивидуальности педагога как условие становления педагогического коллектива школы/ Л.Н. Вольвач// Инновационные направления педагогической деятельности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практических семинаров/ НОУ ДПО «УМЦ «Синтагма профи»; под редакцией Л.М. Коваленко, В.В. Малыхиной – Калининград: издательство РГУ имени Канта, 2008. – С.13-22.

12. Вольвач, Л.Н.Индивидуальность как фактор развития педагогического коллектива/Л.Н.Вольвач// Сборник ЧГПУ (ВАК)/ Изд-во ЧГПУ, 2009.- С.19-26.
Система заказов читать дальше. Образование гСистема заказов читать дальше. Образование г